Депутаты готовят законопроект, который запретит эксплуатацию лысых покрышек на автомобилях. В случае принятия закона наказание за такую провинность составит две тысячи рублей.
Сторонники инициативы считают, что подобный законопроект нужно было принять уже давно – изношенная резина является причиной огромного числа смертельных аварий, а существенные штрафы помогут вывести из эксплуатации покрышки-убийцы.
«С учетом того, что техосмотр сотрудники ГИБДД не проводят, отследить качество проведения ТО никто не может. В случае серьезного ДТП мы вправе назначить автотехническую экспертизу, – говорит заместитель начальника ГИБДД Челябинска майор полиции Алексей Горшков. – Есть технический регламент по глубине протектора. Но только как мы должны его измерять? Должны быть соответствующие приборы, которые измеряют износ протектора. Под этот закон нужно техническое оснащение, либо возвращаться к проведению ТО, только тогда у нас руки будут развязаны. Чтобы привлечь человека к ответственности, мы должны собрать доказательную базу и доказать, что покрышка была действительно стерта. Закон ввести несложно, важно обеспечить его исполнение технически».
Сейчас КоАП РФ приравнивает использование изношенной резины к неработающему клаксону или отсутствию аптечки – штраф за данное нарушение составляет 500 рублей. По мнению парламентариев, эти нарушения несопоставимы по своим последствиям. Как отмечает один из авторов законопроекта Константин Добрынин, новый законопроект направлен на точное исполнение технического регламента и делает нормы более четкими, а санкции – более жесткими.
В действующем перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, сказано, что эксплуатация транспортного средства запрещается, если шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей – 1 мм, автобусов – 2 мм, мотоциклов и мопедов – 0,8 мм.
Если такая неисправность есть, автоинспектор вправе запретить эксплуатацию транспортного средства и составить административный протокол по статье 12.5 КоАП РФ. Изымание водительского удостоверения и помещение на штрафстоянку в таком случае не предусмотрено.
Во многих зарубежных странах уже давно введены строгие правила по использованию резины. За подобные нарушения чаще всего там предусмотрен не только штраф, но и арест автомобиля.
Поскольку права не изъяли, а автомобиль не забрали, водитель едет дальше – в автомагазин или гараж. А возможно, будет кататься и дальше до следующего внимательного дорожного полицейского. В этом случае нерадивый автомобилист рискует жизнью, и не только своей.
Опытным автолюбителям не нужно объяснять, к каким последствиям может привести езда на источенной резине, к примеру, на мокрой дороге. Для неопытных водителей отметим – машина на источенных покрышках имеет меньшее сцепление с дорогой. В итоге тормозной путь значительно увеличивается, а стабильность при торможении ухудшается. Такая поездка может привести к аквапланированию и скольжению – гладкая резина не в состоянии отводить воду. Эксперты уверяют, что ездить на изношенных покрышках, которые сильно подвержены разрывам и порезам, можно только по сухому асфальту и не превышая 20 км/ч. Однако есть ли смысл рисковать?
Данная инициатива заменяет более раннюю идею: запретить эксплуатацию шин не по сезону, то есть зимой – на летней резине, а летом – на шипованной. Аналогичные проекты неоднократно вносились в Госдуму, региональные парламенты, но по различным причинам были отклонены. Один из таких проектов предлагал ввести наказание в виде штрафа от одной до пяти тысяч рублей.
Основной повод – необходимость менять шины раз в два года потребует дополнительных расходов от бюджетных учреждений, где есть автотранспорт. Кроме того, по мнению комитета Госдумы по транспорту, предыдущие законопроекты не получили одобрения, поскольку были подготовлены без учета положений технического регламента Таможенного союза, который начнет действовать с 1 января 2015 года.
«Когда свободный выбор одного человека начинает вторгаться в безопасность социума, второму приходится защищаться. Сейчас получается, что лысые покрышки есть, а по факту наказания за это нет. А когда происходит ДТП и выясняется, что протектор лысый, это становится одним из доводов виновности водителя, – отмечает член федерального совета всероссийской политической партии «Автомобильная Россия», председатель Челябинского регионального совета ВПП «Автомобильная Россия», председатель Челябинского отделения МООА «Свобода Выбора» Алексей Бруй. – Серьезная проблема в том, что люди воспринимают это не как нарушение, а как послабление, но только оно мнимое. Это начинание в плюс, потому как оно переводит этот аспект в категорию нарушений».