Проблема высокой смертности в ДТП на дорогах России касается всех и каждого. Что только ни делается для снижения страшных показателей: ужесточение наказаний за нарушение ПДД, регулярное проведение Госавтоинспекцией профилактических мероприятий и, конечно же, усиленная работа по приведению дорожного полотна в соответствующий вид. Однако, согласно результатам исследования Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог», больше всего снижению уровню смертности способствует качественное изменение автопарка страны.
«В 2004 году на дорогах нашей страны более 34 000 человек погибли в дорожно-транспортных происшествиях, – сообщают в пресс-службе МОЦ «За безопасность российских дорог». – За последнее десятилетие показатель смертности снизился на 22%, однако причиной тому вовсе не улучшение дорожных условий или ужесточение административных мер. Сокращению смертности способствует рост так называемого безопасного автопарка».
Как любите писать в комментариях вы, наши читатели: «меньше ТАЗов – меньше аварий». Примерно к тому же выводу и пришли эксперты. В последние пять лет в нашей стране существует стабильная тенденция постепенной замены отечественных автомобилей на иномарки. Чаще всего, вторым автомобилем, приобретаемым после отечественной машины, становится именно «забугорная колесница». Но справедливости ради отметим, что по итогам 2013 года лидирующую позицию в рейтинге самых покупаемых россиянами автомобилей занимает все-таки выходец с конвейеров АвтоВАЗа, а именно – Lada Granta. В минувшем году было продано свыше 160 тысяч «Грант». В затылок «Ладе» дышат Hyundai Solaris (более 113 тысяч) и KIA Rio (почти 90 тысяч).
Согласно анализу данных Росстата, ГИБДД и Института дорожной безопасности, за последние девять лет автопарк Челябинской области претерпел серьезные изменения. Если в 2004 году доля отечественных авто составляла 61,7, то в минувшем 2013 – только лишь 18. При этом одновременно с уменьшением количества машин российского производства, уменьшилось и количество серьезных ДТП с тяжелыми последствиями. В 2004 году в результате ДТП 790 человек погибли и 6298 были травмированы. В 2013 году – скончались 627 человек, а ранения получили – 5875.
«Современный автопром удовлетворяет любой спрос – с конвейеров выходят машины, на которых действительно безопасно ездить. При этом безопаснее тот транспорт, который тяжелее, современнее, имеет хороший рейтинг, по максимуму оснащен спасающими средствами и хорошо управляется, – считает руководитель Межрегионального общественного Центра «За безопасность российских дорог» Дмитрий Леонтьев. – Чтобы не промахнуться с выбором, сравнивайте, оценивайте, пристегивайтесь и постоянно повышайте свое мастерство: без головы на плечах никакие системы безопасности не спасут».
Несмотря на то, что автопром, включая отечественный, не стоит на месте, с каждым годом предоставляя потребителю все более качественный продукт, в умах россиян укоренилась мысль – отечественный автомобиль менее безопасен иномарки. Безусловно, сам факт возникновения дорожно-транспортного происшествия зависит не только от марки автомобиля, но и от самого водителя. Однако краш-тесты, да и реальные аварии показывают, что шансы на выживание для водителей отечественных и зарубежных автомобилей порой совершенно несопоставимы.
Показательны в этом случае две челябинские аварии, произошедшие в феврале этого года на новом мосту через реку Миасс в районе Шершневской плотины. Один сценарий ДТП (водитель, не справившись с управлением, вылетает на встречку), разные авто и разные по степени тяжести последствия.
Напомним, первая авария произошла 15 февраля около 12:45. 23-летний вратарь челябинского гандбольного клуба «Локомотив» Антон Михалкин, находившийся за рулем ВАЗ-2108, в какой-то момент потерял управление и вылетел на полосу встречного движения. Именно здесь «восьмерка» и сошлась в жестком лобовом столкновении с KIA.
Спортсмен в аварии получил серьезные травмы и в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. В данном происшествии также пострадала восьмилетняя пассажирка иномарки.
«После осмотра медиков девочка была отпущена домой с ушибом коленного сустава. От серьезных травм ее спасло детское удерживающее устройство, – уточнили в пресс-службе ГИБДД Челябинска. – Также в салоне KIA находились еще два ребенка, все они были в детских креслах и травм не получили».
Как сообщил нам администратор команды Сергей Казантеев, на сегодняшний день Антон Михалкин до сих пор находится в коматозном состоянии. Врачи продолжают бороться за его жизнь, однако о существенных изменениях к лучшему пока не сообщалось.
Второе ДТП при похожих обстоятельствах произошло спустя три дня. Около 15:30 практически на том же самом месте сошлись две иномарки – Mitsubishi Lancer и SsangYong. Аварию зафиксировал видеорегистратор одного из проезжающих мимо автомобилей.
Водитель Mitsubishi Lancer, не справившись с управлением на закругленном участке дороги, вылетел на встречку и буквально снес двигавшийся там внедорожник. Оба автомобиля от жесткого удара сильно смяло, однако их водители серьезных травм не получили. Как сообщили в городской Госавтоинспекции, 34-летний мужчина, находившийся за рулем Mitsubishi Lancer, получил ушиб мягких тканей головы. Водителю SsangYong помощь медиков не понадобилась.
«По нашим данным, в отечественном автомобиле с большей вероятностью можно погибнуть во время ДТП, – подводят итог в пресс-службе МОЦ «За безопасность российских дорог». – Судить о безопасности автомобиля, будь он отечественный или же иностранный, можно только по результатам краш-тестов. В среднем большинство председателей зарубежного автопарка получают в них хорошие оценки».
Фото: Фото из раздела «Автокатастрофы», видео с сайта Youtube.com пользователя Дениса Сибирякова