![Сколько проедет электробайк? Сколько проедет электробайк? | 74.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Удивительнее всего ощущение, словно все время несешься с горки, причем весьма крутой. Проехал в одном направлении – весело, аж в ушах свистит. Развернулся назад – и снова под горку. За детские годы мозг привык, что если велик несется, а педали не крутятся, дорога идет под уклон. И привычка сильнее разума.
Мы поставили электровелосипед в максимально сложные условия, проехав дистанцию без педалей и с гашеткой, нажатой до отказа. Понятно, что если ехать потихоньку или помогать ему мускульной силой, пробег увеличится, но чтобы физические кондиции велосипедиста не влияли на результаты, ехали в режиме «конь беспедальный».
Тестовым полигоном стала дорога в городском парке, ровная, но с уклонами. Дул сильный ветер, но если предположить, что он был постоянный, то при езде взад-вперед сильного влияния на пробег не оказывал. Цикл движения был такой: 2,5 км равномерной езды на полной гашетке, торможение для разворота, снова разгон до максимальной скорости и то же самое в обратном направлении.
Велосипед нам достался, к сожалению, не совсем заряженным, ибо с утра владелец приехал на работу верхом, покрыв примерно 5 км. Будем считать это гандикапом за то, что я не самый тяжелый ездок – 70 кг.
Электротяга – что веселящий газ. Первое время аж дух перехватывает, потому что на иных участках элекробайк разгоняется до 30 км/час, и если перевести ощущения на автомобильную шкалу – это как 120 км/час на кабриолете.
Крейсерская скорость по горизонтали составляет 25-27 км/час. Соответственно, если под горку раскатился до 30 с лишним, то в обратном направлении будет 23-24 км/час, что тоже недурно. При штурме горок моторчик тянет прилично: велосипед несется, а мозг все равно думает, будто едем вниз.
После 15 километров индикатор заряда показал примерно половину запаса, но, что интересно, скорость практически не упала – те же 30 км/час на спуске, 23-24 на подъеме. Забегая вперед скажу, что эффекта скисания батареи я вообще не ощутил, и за 500 метров до кончины заряда электровелосипед разогнался до все тех же 30 км/час. Возможно, аккумулятор просто выключается при падении напряжения ниже определенного уровня, таким образом, велосипед не дает ехать на ослабшей батарейке, дабы не гробить ее ресурс.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Люди поглядывают удивленно, особенно когда электровелосипед рысцой атакует горку, а седок едет и позевывает. Позади уже 20 км, а самое уставшее мое место – это пальцы правой руки, которые держат отжатым кольцо гашетки. Она напоминает мотоциклетную, но сделана на половину рукояти, и это мудрое решение. Позже я прокатился на велике с мотоциклетной гашеткой – не всегда удобно. Скажем, притормаживаешь для крутого разворота, выворачиваешь руль и случайно тянешь гашетку до отказа. А «низовой» момент у электромотора такой, что можно и на дыбы встать, если речь о компактной модели.
После 23 км пробега начинает тревожно помаргивать индикатор заряда, но велосипед едет, и скоростные показатели если и упали, то некритично. Наконец во время очередного восхождения табло гаснет, и я остаюсь наедине с педалями. На счетчике пробега: 25,07 км.
Остаток пути до финиша одолел на педальном ходу – вот он, плюс электромобиля на шасси велосипеда. Как минимум, всегда можно доехать до ближайшего кафе или частного дома, а темп зарядки позволяет за час накопить бонусные 10 электрокилометров.
Андрей Винников, проехавшись на педалях, резюмировал так: «Из всех особенностей велика больше всего поразило, что выглядит он массивным, но ехать без электропривода довольно легко – не сложнее, чем на обычном велосипеде такого класса».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Наверное, на полной зарядке мы бы одолели еще километра 2-3, а может и пять. Таким образом, в безветренную погоду по хорошей дороге седок моей комплекции проедет за один час 25-30 км, не касаясь педалей. По меркам российских мегаполисов – это как пробег из центра в удаленный район и обратно, то есть весьма прилично.
Понятно, что дальность сильно зависит от массы седока, от уклонов и качества покрытия: так, на лесной тропе сопротивление качению будет больше, чем на асфальте. Впрочем, можно ведь не ехать на пределе возможностей электромотора. К примеру, моя крейсерская скорость на педальном ходу составила 12-15 км/час, тогда как на электричестве получалось в два раза быстрее.
Хотя не думаю, что есть смысл покупки такого велика ради езды на чистой электротяги – тогда уж лучше скутер. Он интересен возможностью комбинировать мускульную тягу с силой литиевых ионов. Лично меня в езде на велосипеде больше всего напрягают крутые горы или участки с вязким песком – вот здесь можно задействовать электротягу и немного отдохнуть.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Еще интереснее так называемый режим ассистента, когда вы крутите педали, а электронный блок управления с помощью датчика в районе главной звездочки определяет частоту вращения и помогает вам. Можно забыть про гашетку и просто педалировать, а велосипед сам отрегулирует мощность электромотора. Пульт управления на левой ручке позволяет выбрать три уровня помощи: слабый, средний и сильный. Ощущается это так: начинаешь движение на седьмой передаче, педали кажутся очень тугими. Электромотор включается с небольшим запаздыванием, и появляется эффект поезда метро – под легкий гул велик разносит, точно летишь с горы.
Этот велосипед сделан в Китае – стране, где феномен электробайка получил невероятное распространение: их там на порядок больше, чем машин во всей России. Популярность объясняется скорее бедностью населения и более мягким климатом. Тем не менее китайцы достигли больших успехов в разработке и изготовлении доступных электробайков. При регулярном использовании велосипеда возможность проехать часть пути с помощью электротяги – большой плюс.
Такая модель стоит около 50 тысяч рублей, из которых пятая часть цены – аккумулятор, 6500 рублей – мотор-колесо. Шасси имеет алюминиевую раму, две подвески, регулировку передних упругих элементов, дисковые тормоза, светодиодную фару и красный фонарь плюс семь передач. Люди, разбирающиеся в велосипедах, рассказали мне, что за такую цену обычный велосипед будет значительно легче (примерно в два раза) и с более совершенной «обвеской», но это вполне естественно: электрооборудование тянет тысяч на 20 рублей и 7-8 кг массы. H-Slim весит 21 кг, тогда как обычный велосипед аналогичной стоимости – 12-13 кг.
Аккумулятор находится в раме, и заряжать его можно прямо на велосипеде или в снятом состоянии. От кражи фиксируется стопором, для открывания которого нужен ключ. Емкость батареи – 9 А*ч при напряжении 36 В, что эквивалентно 0,32 кВт*ч. Это примерно половина энергии, запасаемой в автомобильном аккумуляторе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Получается, расход у велика – 1 кВт*ч на 100 км пути, что примерно в десять раз меньше, чем у самого чахлого электромобиля в режиме «овощ». Для сравнения, обычный автомобиль при расходе 10 л/100 км потребляет 100 кВт*ч на 100 км. То есть, на два порядка больше, чем велосипед.
Расходами на зарядку можно пренебречь, а вот сам аккумулятор Samsung недешев – 10-12 тысяч рублей. Обещают 1000 циклов заряда-разряда, что выглядит колоссальной цифрой (условно говоря, 25 тысяч км пробега), но в реальности, я думаю, будет как с сотовым телефоном: 2-3 года, и нужно менять. Аккумулятор не любит полной разрядки, поэтому при длительном простое велосипеда батарее нужно уделять внимание.
Мотор-колесо мощностью 350 ватт, естественно, заднее. В принципе, есть и более мощные двигатели, но особенного смысла в погоне за ваттами не вижу. Сам электродвигатель выглядит очень компактным и аккуратным, диву даешься, до чего дошел прогресс. Воды, говорят, не боится.
Потом попробовал еще одну модель, субкомпактную (к сожалению, среднеразмерный вариант продали аккурат перед нашим приездом). Аккумулятор здесь даже мощнее – 10 А*ч при 36 В, но за счет меньших колес, думаю, и пробег будет поменьше.
На ходу маленький велик – просто чума. Старт с места поначалу даже пугает, а на 25 км/час да по узким дворовым проездам едешь с лицом веселого самоубийцы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
Такой минибайк стоит 34 тысячи, и годится больше для дворовых покатушек или вояжей в магазин (можно заказать корзину). Он азартнее, маневреннее, но на дальнобое, скорее всего, сильно уступит «нормальному» электровелику.
С точки зрения юзера, особенных минусов у электровелосипедов я не заметил. Забавная штука и хороший способ вырваться из офисной рутины даже в будний день. Основной скепсис относится к надежности и долговечности, особенно аккумуляторных батарей. Спекулировать на эту тему не буду – не знаю. Гарантия составляет год.
В России за велосипедом закрепилась репутация средства досуга или спортивного снаряда. В Европе крупные города напротив развивают велосипедный транспорт. Скажем, в южных странах (Франция, Испания) действует система простого велопроката: можно взять аппарат в одной точке города, а оставить в другой, заплатив лишь за время пользования. А столица Дании Копенгаген стремится вообще отказаться от автомобиля в пользу велосипеда: сегодня педальных двухколесников там больше, чем жителей в города! Нам же, россиянам, мешает и климат, и особенно отсутствие инфраструктуры.
Нужен ли вообще электровелосипед? Для обычного любителя велопрогулок лучше подойдет обычный же велик: он дешевле, легче, проще. В конце концов, мы садимся на велосипед ради физической нагрузки, и электрокостыли ни к чему.
Электробайк предстает во всей красе, когда востребованы его расширенные возможности. К примеру, если бы я решил семь месяцев в году ездить на велосипеде, то предпочел бы модель с электрической страховкой от усталости. Едешь на работу – меньше потеешь. Случился сложный день, когда нужно проехать 40 км – снова плюс электровелику. Можно ездить зимой: за счет электротяги сопротивление снега и слякоти преодолевается легче, и все вопросы – к правильной экипировке и шинам. Такие велосипеды покупают «лишенцы» и пожилые люди, в общем все, кто использует велосипед именно как транспорт, а не только средство развлечения.
Другие варианты персонального электротранспорта
Очевидным конкурентом выглядит бензиновый скутер, тем более некоторые модели стоят практически столько же, а проблем с автономностью нет. Но у велика свои плюсы: можно хранить дома или в офисе, а ездить по тротуарам (главное, не гнать на все 350 ватт). Велик, в конце концов, это еще и экономия денег на посещение спортзала.
Велополитен – закрытый тоннель для велосипедов, проходящий над или под землей в обход дорог и тротуаров. В том числе он защищает обитателей от мороза и осадков. Одним из первых идею предложил Поль Райкин в журнале «Изобретатель и рационалист» (№11, 1985). Вот как он обосновал прелесть этого транспорта: «Несколько лет назад в Бостоне (США) проходило соревнование: 25 велосипедистов и 25 автомобилистов стартовали на 10 миль на разных маршрутах в городе. Велосипедисты победили с крупным счетом – 23 :2».Можно предположить, что сейчас счет был бы еще разгоромнее. К сожалению, идея велополитена пока так и не реализована.
А еще велосипед – это наш с вами первый личный транспорт. Пока гонял на мини-модели по двору, вспомнил времена четвертьвековой давности – весна, подсыхающий асфальт, дым субботников… Эх, был бы у меня в то время такой самокат…
Благодарим компанию «Техно-байк» за помощь в подготовке материала
Фото: Фото автора, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА