Новенькая иномарка премиум-класса прямиком из-за рубежа да еще и за смешные 300 тысяч? Дайте две! В последнее время Интернет буквально пестрит такими «вкусными» предложениями. Но торопиться воспользоваться «подарком судьбы» не стоит. Ведь в результате можно остаться и без машины, и без уплаченных за нее денег.
Как правило, ситуация с покупкой подозрительно дешевого автомобиля развивается по следующей схеме: пока еще ничего не подозревающий и довольный клиент получает на руки ключи и псевдодокументы – сертификат иностранного государства и поддельную пассажирскую таможенную декларацию. Но проездить долго на такой машине ему не удается. Вскоре выясняется, что приобретенная по сверхвыгодной цене иномарка не прошла процедуру таможенного оформления, да и соответствующие платежи и пошлины за нее уплачены не были. А значит, пора прощаться с только что купленным автомобилем. Либо самостоятельно и в полном размере оплачивать все таможенные платежи.
Ситуация, что называется, один в один произошла в прошлом году с жителем Магнитогорска, поддавшимся соблазну приобрести Mercedes-Benz за 200 000 рублей. Нелегальный автомобиль был арестован в ходе одного из совместных рейдов таможни и ДПС. Внимание проверяющих «немец» привлек иностранными номерными знаками. При проверке выяснилось, что таможенные платежи в размере 700 тысяч рублей за иномарку уплачены не были. А поскольку сам магнитогорец не смог отдать таможне причитающееся, Mercedes-Benz, как нелегально ввезенный на территорию РФ, был арестован. Печальный исход – ни машины, ни отданных за нее денег.
«Автомобили с иностранными номерами все чаще становятся объектами правонарушений, – рассказывают в пресс-службе Челябинской таможни. – А все потому, что большинство наших сограждан не прочь приобрести дешевую, но хорошую иномарку. Купить получше, заплатить – поменьше. Неважно, как и у кого. Но скупой платит дважды, а в нашем случае, бывает, и трижды – с учетом действующих на сегодняшний день методик определения таможенной стоимости, размеров ввозных пошлин, налогов и неизбежных штрафных санкций».
По закону, у иностранного гражданина есть право ввезти на территорию Таможенного союза машину для личного пользования, но только на срок своего временного пребывания и не более чем на один год. При пересечении границы в обязательном порядке это должно быть письменно заявлено в таможенной декларации. Только в таком случае транспортные средства не облагаются пошлинами, но при этом находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы.
Нередко автомобили, ввезенные на территорию Таможенного союза якобы для личного пользования владельца-иностранца, перепродаются с пакетом поддельных документов по заниженной цене. Не сложно назвать причины, по которым россияне до сих пор ведутся на подобные предложения: наивность, доверчивость, недостаток юридической грамотности, да и, в конце концов, простую любовь к халяве искоренить практически невозможно.
Сотрудники челябинской таможни разъяснили, как при покупке автомобиля не попасться на эту удочку:
Первое, что должно насторожить в объявлении о продаже автомобиля – это слишком уж привлекательная цена. Как поясняют в ведомстве, в 99% случаев это связано с уклонением от уплаты таможенных платежей, что является делом подсудным.
Залог приобретения легально ввезенного на территорию РФ автомобиля – тщательная проверка всех документов: лучше всего сделать запрос в таможенные органы, чтобы наверняка выяснить легальность нахождения авто на территории Таможенного союза, а также удостовериться, что все пошлины уплачены.
Не лишним будет и проверить машину на угон в Интерполе. В противном случае, если автомобиль все-таки был похищен, его изымут и возвратят «на родину».
Ввезенный на территорию РФ автомобиль должен соответствовать экологическому классу. Сегодня на машину ниже Евро-5 таможня попросту не выдаст ПТС, а без него невозможно будет поставить ее на учет в ГИБДД. Соответствие экологического класса автомобиля с документами продавца можно проверить у официального дилера фирмы-производителя с помощью VIN-номера.
В таможне также отмечают, что нарушение правил ввоза автотранспортных средств на территорию Таможенного союза – достаточно распространенное на сегодняшний день явление.
«В 2013 году челябинской таможней за нарушение сроков временного ввоза возбуждено 33 дела об административном правонарушении с наложением штрафов в сумме 52 000 рублей, – говорит начальник оперативно-аналитического отделения Челябинской таможни Николай Ершов. – А в 2014 году заведено уже 13 аналогичных дел с наложением штрафов в сумме 19 500 рублей».
А мы в очередной раз напоминаем, что эксплуатация нерастаможенного автомобиля чревата не только штрафом в размере от 1 500 до 2 500 рублей, но и потерей транспортного средства без компенсации затраченных на его покупку средств.