Авто ГАЗ-21: голубая акула с автоматом

ГАЗ-21: голубая акула с автоматом

В этот день всем живописцам положено быть за городом и трудиться над пейзажами. Над сочным зеленым полем с только что пробившейся пшеницей плывут редкие облака, расставляя акценты на невероятно чистом синем небе. Горожане уже и забыли, какого именно цвета должно быть небо. Оно должно быть ярко-синим, а не грязно-серым, окутанным смогом мегаполиса. Но на дороге появился объект, решивший бросить вызов небу и потягаться с ним в интенсивности ультрамарина.

По асфальту, урча мотором, катился нежно-голубой ГАЗ-21. В хромированных колпаках мелькала придорожная трава. Рифленые покрышки с щегольской белой полосой на боку мягко шуршали. Этому автомобилю 55 лет, но здоровья у дедушки побольше, чем у иного современного авто. Нигде не скрипит, мотор не чихает. Пенсионер может показать характер и разогнаться до 90 километров в час или без страха съехать с трассы и пронестись по грунтовке, поднимая облако пыли.

Но главная фишка этого образца даже не в его идеальном состоянии, блеске хрома и работоспособности. Этот ГАЗ-21 из редкой породы, что даже легенды о них не ходили. В голове советского водителя даже мысли не могло возникнуть, что в 1959 году на «Волге» будет стоять автомат. Да, это не самоделка, не супертюнинг от сумасшедшего инженера. А серийный советский автомобиль с АКПП!

«По моим данным, в стране таких авто осталось всего три единицы, – говорит хозяин «Волги» Павел Стрельников, – две находятся на консервации, а моя – на ходу. Во время разработки инженеры изучали западные автомобили, которые выпускались с автоматом. Поэтому и «Волга» планировалась с такой трансмиссией. Но потом решили, что выгоднее делать механику. По разным источникам автоматов собрали от 700 до 1300. И большинство из них ждала незавидная судьба. Эти автомобили раздавали в основном шахтерам-стахановцам за трудовые подвиги. Автоматическая коробка требовала особенного масла, а так как уровень сервиса для обычного автолюбителя в СССР был низкий, то большинство автоматов переделывались под механику. При этом в конструкцию вносились очень серьезные изменения. Перебирать приходилось даже задний мост. Но это считалось выгоднее, чем мучиться с автоматом.

История конкретно этого ГАЗ-21 осталась загадкой. Павлу автомобиль достался от человека, который ничего не знал о том, кто и за какие заслуги получил редкую технику в далеком 1959 году. Но человеку этому нужно отдать должное. Автомобиль в прекрасном состоянии. У неизвестного шахтера или председателя совхоза рука не поднялась «колхозить» «Волгу».

От копытца оленя до задних плавников авто блещет хромом и полировкой. Этот тип кузова получил название «акула». Под фарами на бампере есть выступы, похожие на клыки. 16 фирменных прорезей в решетке радиатора напоминают хищную пасть. А покачивание кузова на задних рессорах – все равно что мерные взмахи хвоста гигантской рыбы.

«Когда садишься в современную машину, даже не понимаешь, что это машина, – говорит Павел Стрельников, – одни ароматизаторы и пластик. А тут – как у папы в гараже. Вся гамма ГСМ, сразу чувствуется, что это автомобиль».

1 из 23

Внутри ждет полное погружение в историю. Вместо кресел – широкий и удобный диван. Теплый ламповый радиоприемник, которому нужно пару минут, чтобы прогреться. Специальная ручка на потолке, которая выдвигает антенну. И совершенно футуристичные органы управления. Две педали – все-таки автомат. Рычаг переключения скоростей расположен за рулем. Спидометр представляет из себя пластиковую прозрачную колбу, внутри которой бегает стрелка. И главный индикатор – указатель выбранной передачи. На небольшой панели из оргстекла, расположенной за рулем, красная стрелка указывает выбранную передачу. На рулевой стойке есть первая в СССР противоугонная система: отверстие, в которое вставлялся замок, блокирующий руль.

Из-за высокого пола багажник кажется маловат, хотя объем его – 480 литров. Но часть пространства съедает полочка, где лежат инструменты, которые поставлялись с завода: ключи, клещи, молоток. А еще в полу есть отверстие, через которое можно заглянуть в бензобак и проверить уровень топлива.

Но главный восторг машина приносит, когда заводится. Из-под капота идут чарующие звуки, которые можно сравнить с виниловой пластинкой. Нет той чистоты звука, что на современных гаджетах, и песочек сыплется на голос исполнителя. Но оттого музыка становится теплее. Так и здесь достаточно громкое урчание двухлитрового мотора напоминает, что перед нами автомобиль, механический организм, а не напичканный электроникой робот.

1 из 20

«Здесь три передачи, – говорит Павел, выставляя в нужное положение селектор, тонкий прутик, торчащий из рулевой колонки, – но трогается он со второй, затем переходит на третью. На спидометре 140 километров. Однако не думаю, что он до такой скорости разгонялся. Коробка ведь забирает часть мощности. А в этом возрасте экспериментировать с таким авто – и вовсе кощунство. Первая передача – пониженная, она включается отдельно, чтобы сдвинуть с места прицеп, тронуться в гору или преодолеть серьезное препятствие».

ГАЗ-21 трогается и плавно набирает скорость. Из-за того, что сзади установлены рессоры, машину слегка покачивает. Но если не спеша ехать 50-60 километров в час, то эти качели даже приятны. Передняя подвеска независимая, поэтому можно смело съезжать с дороги на проселок. Там, где современный седан будет красться, объезжая ямки и взбираясь на кочки, «Волга» смело идет вперед, поглощая все неровности. Но все же возраст дает о себе знать. Руль у машины тугой, так как никаких усилителей нет. А если понадобится сдать назад, то водителя и пассажиров в прямом смысле ждет удар. В момент старта по всей машине проходит мощный импульс, который неприятно отдается в позвоночнике.

«Наверное, это особенность данного экземпляра, – говорит Павел, – сколько мастера ни бились, сколько ни пытались настроить заднюю передачу, чтобы она была помягче, – ничего не получилось».

Акула против кита

Газ-21 – автомобиль-легенда. Каждая его модификация получила собственное имя. Первая серия называлась «Звезда». Потому что вместо традиционного оленя на капоте красовался советский символ. А решетка радиатора больше напоминала рот, чем хищную пасть с клыками. Говорят, что этому облику авто обязано Георгию Жукову, который курировал автомобилестроение. Когда ему показали прототип в вертикальными прорезями, он якобы сказал, что это слишком по-американски. На носу «Волги» появилась звезда.

Вторая серия все-таки получила 16 вертикальных прорезей в решетке радиатора и превратилась в акулу. А решетка радиатора третьей модификации стала называться «Китовый ус», так как вертикальных хромированных стоек в решетке стало 37. Кстати, при производстве третьей серии окончательно отказались от автоматической коробки.

Уважаемые читатели, если у вас есть необычный автомобиль и вы хотите, чтобы он стал героем нашего выпуска, пишите нам на электронную почту: dybin@info74.ru.

Фото: Фото Александра ДЫБИНА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
30
ТОП 5
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления