Главной автотемой начала этой недели стало подписание премьер-министром Дмитрием Медведевым указа о запрете закупок «забугорных» машин для государственных и муниципальных нужд. Проще говоря, чиновников попросили пересесть в авто отечественного производства. Да и не только их – запрет распространяется и на закупки импортного общественного транспорта, а также спецтехники экстренных служб, бюджетных организаций и коммунальщиков. По словам Дмитрия Медведева, такой шаг стабилизирует ситуацию на авторынке, поможет соблюсти «необходимый баланс» и поспособствует развитию отечественного автопрома.
«На приобретение товаров и услуг из федерального бюджета выделяются колоссальные средства, и, конечно, исходя из общих соображений, лучше, когда они достаются отечественным компаниям, а не иностранным производителям. В том случае, конечно, когда отечественные компании способны конкурировать с иностранными производителями по качеству и ценовому критерию», – пояснил премьер-министр.
Но сразу поясним – запрет вовсе не означает, что в ближайшие дни госслужащие и муниципалитет пересядут на «Приоры» и «Газели». Полного отказа от сотрудничества с иностранными компаниями нет и не будет. Новое постановление позволяет приобретать для нужд государства и иномарки, производственная сборка которых осуществлялась на территории Российской Федерации.
Оперативно среагировал на новость и лидер фракции ЛДПР Законодательного собрания Челябинской области Андрей Ткаченко. В своем блоге парламентарий высказал полное одобрение действиям премьер-министра, а от себя добавил, что и о стоимости таких автомобилей забывать не стоит.
«Надо обязательно снизить предел цены с трех миллионов до 700–800 тыс. рублей! В противном случае все будут брать калининградский BMW, а это неправильно, – пишет Андрей Ткаченко. – Считаю, рядовых чиновников надо пересадить на ВАЗ, УАЗ и ГАЗ. Совершенно адекватная нашей действительности техника, и главное – огромная экономия на ремонте и обслуживании. Западные бренды должны быть редким исключением лишь для «командного состава», то есть министров и губернаторов. В этом случае можно говорить об автомобилях уже по 800 тыс. рублей. А это уже стоимость, к примеру, Toyota Camry».
Мы решили немного пофантазировать на предложенную парламентарием тему и собрали пятерку иномарок, собранных в России. Разумеется, основными критериями при выборе стали ценовой потолок в 800 тысяч и «представительская внешность».
К слову, предложение ограничить стоимость приобретаемых для чиновников автомобилей звучит в последнее время все чаще и чаще. Так, еще в прошлом году оппозиционер Алексей Навальный, разместил на сайте «Российской общественной инициативы» проект о запрете госслужащим приобретать легковые автомобили дороже 1,5 миллионов рублей.
«Никакой объективной необходимости в закупке роскошных автомобилей для госслужащих не существует, – говорится в сообщении Навального. – Процедура обжалования подобных закупок результатов не приносит, ведь, покупая дорогостоящие автомобили, чиновники формально не нарушают закона».
Петиция, кстати, набрала более 100 тысяч голосов, и потому была рассмотрена Госдумой. Но идея не прошла. Специалисты профильных министерств пояснили, что на настоящий момент 90% служебных автомобилей чиновников вписываются в ценовой диапазон от 600 до 900 тысяч. А планка в полтора миллиона может сработать с точностью до наоборот – то есть, простимулирует пересесть на авто «чуть подороже».
В конце лета 2013 года с предложением ограничить стоимость чиновничьих авто выступил депутат «Единой России» Алексей Журавлев – он предлагал ограничить госавтозакупки суммой в один миллион рублей. Осенью эта же идея прозвучала также от партии ЛДПР. Члены фракции вернулись к полутора миллионам – именно такой потолок цены автомобиля чиновника был прописан в их поправках. Но пока все эти предложения остаются лишь поводом для споров.
Фото: Фото с сайтов официальных дилеров