Установка ксеноновых ламп в фары автомобилей, предназначенных для галогенового света, – повод для неутихающих дискуссий в автосообществе. Госавтоинспекция объявила войну ксенону. Сегодня за несоответствие световых приборов конструкции автомобиля предусмотрено лишение прав на срок от шести месяцев до года.
Водители, установившие модные ксеноновые лампы в обычные фары, в народе получили прозвище «колхозники». Их абсолютно не волнует, что этот свет слепит встречный поток, низколетящие самолеты и все что угодно, но не дорогу. Часто такие ребята ездят наглухо тонированными и, чтобы хоть что-то увидеть на дороге, включают не только ближний свет, но и противотуманки, в которых также установлен ксенон. Наиболее продвинутые устанавливают ксенон даже на задний ход. Нет нужды лишний раз делать вывод, что с безопасностью на дороге эти фары не имеют ничего общего.
Пункт 3 Статьи 12.5 КоАП РФ
Содержание: управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Санкция: лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Отличия штатного ксенона, использование которого абсолютно легально, заключаются в следующем.
Во-первых, линзы. С помощью линз пучок света сфокусирован строго на дорогу и правую обочину (если автомобиль с левым рулем) и физически не сможет ослепить ни встречный автомобиль, ни попутный в зеркала.
Во-вторых, автоматический корректор. В зависимости от загрузки автомобиля свет фар должен всегда быть направлен на безопасный угол и угол должен меняться автоматически.
В-третьих, омыватель. Как только стекло фары покрывается грязью, свет начинает рассеиваться и слепить встречный транспорт. Омыватель очищает фару во время движения, не допуская этого.
Также многие иномарки оснащены поворотными линзами, которые автоматически уводят пучок света от встречного автомобиля при его приближении.
«В целом свет от фары с ксеноновой лампы не оказывает никакого специфического влияния на зрение человека. В какой-то степени он даже менее вреден, чем свет от галогена, так как по спектру максимально приближен к солнечному. А водитель автомобиля с ксеноновыми фарами меньше напрягает зрение, так как увеличивается контрастность освещенных предметов. Однако опасность представляет прежде всего светосила. Слишком яркий свет заставляет сужаться зрачок ослепленного водителя или пешехода, и глазу потребуется несколько секунд, чтобы снова адаптироваться к условиям освещенности, – комментирует окулист Лариса Сухарева. – Не существует какой-либо защиты от такого света. Все очки, которые продаются якобы для защиты от бликов и света встречных фар, заставляют зрачок немного расшириться, делая сетчатку более чувствительной к внешней засветке».
«В Челябинской области в этом году целенаправленных мероприятий по выявлению группами нарядов ДПС нарушений по части третьей статьи 12.5 КоАП не проводилось, – сообщают в отделении пропаганды БДД УГИБДД по Челябинской области. – Однако работа по поиску и привлечению к ответственности водителей, управляющих ТС при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация ТС запрещена, проводится инспекторами ежедневно при работе на линии. За шесть месяцев к ответственности за нарушение, предусмотренное данной статьей, привлечены 67 человек».
По маркировке на корпусе фары можно определить, какие лампы вы имеете право использовать: C – ближний, R – дальний, CR – двухрежимный свет с лампами накаливания; HC – ближний, HR – дальний, HCR – двухрежимный свет с галогенными лампами накаливания; DC – ближний, DR – дальний, DCR – двухрежимный свет с газоразрядными источниками света (ксенон).
Ситуация стала немного улучшаться в последнее время и без органов контроля. Наиболее сознательные граждане устанавливают помимо самих газоразрядных ламп специальные линзы. Благодаря тому, что лампа находится внутри линзы, весь ее свет фокусируется узким пучком и направляется строго на дорогу и правую обочину, не задевая встречный поток и зеркала попутных автомобилей. Похоже, что пока не будут внесены изменения в законодательство, которые расширят полномочия инспекторов ДПС для контроля за установленными световыми приборами, придется и дальше мигать дальним каждому встречному, намекая что вас ослепляет.
Фото: Фото автора