МВД России предложило стимулировать рублем добросовестное отношение автошкольников к учёбе. 4 сентября ведомство выставило на общественное обсуждение законопроект, согласно которому за каждый экзамен на получение прав будет установлена пошлина. Речь идет как о первой попытке, так и о всех последующих пересдачах.
Итак, если законопроект будет принят, помимо стоимости обучения в автошколе потенциальному водителю придется открыть кошелек для оплаты по следующему прейскуранту:
теоретический экзамен – 1000 рублей;
автодром – 1500 рублей;
город – 2000 рублей.
При успешной сдаче всех трех экзаменов можно получать права, заплатив при этом еще одну пошлину в размере 2000 рублей. Цифры пока не точны – на этапе обсуждения окончательная стоимость каждого экзамена может измениться. Однако если этого не произойдет, общая стоимость обучения и получения заветного документа увеличится как минимум на 6,5 тысячи рублей. И учитывая, что далеко не всякий автошкольник справляется с каждым испытанием на пути к правам с первого раза, это еще позитивный прогноз. Каждая последующая пересдача обойдется в 1-2 тысячи рублей – в зависимости от того, какой именно экзамен был завален.
Необходимость принятия поправок Министерство внутренних дел обосновывает недоработкой автошкол при подготовке водителей, а также безответственным отношением к обучению самих студентов.
«Введение государственной пошлины отдельно за каждый экзамен будет финансово стимулировать кандидатов в водители более качественно готовиться к экзаменам, – говорится в сообщении пресс-службы Госавтоинспекции МВД России. – Предлагаемые изменения позволят усовершенствовать систему сдачи экзаменов и привести порядок допуска к управлению транспортными средствами в соответствие с современными требованиями международных норм и стандартов, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на состояние аварийности, в том числе с участием молодых водителей».
А вот по мнению самих водителей, подобная мера скорее похожа на «карательно-воспитательную» и никакого прочего стимула, кроме пополнения казны, не несет.
«Я согласен с тем, чтобы за пересдачу платили: не хватило мозгов с первого раза без ошибок сдать – изволь раскошелиться. Вот это отличный стимул учить правила, – считает автомобилист с трехлетним стажем Николай Вохрамеев. – Но вводить плату за первую сдачу – это полный бред. Итак обучение недешево стоит, а тут еще за экзамен плати. Складывается впечатление, что инициаторы поправок просто уже не знают, как бы еще денег срубить».
Но вернемся к вопросу о том, что далеко не всякий студент с первого раза проходит через все три испытания – теорию, автодром, город. И далеко не всегда виной тому плохая подготовка. Юлия Гордеева училась в одной из автошкол Челябинска ровно семь лет назад. И если с теорией и автодромом все прошло гладко, то победить «город» девушке удалось только с шестой попытки.
«Пять раз из шести я не сдала из-за непропуска пешеходов. Маршрут пролегал через улицу Горького. Из-за деревьев людей было совершенно не видно – выскакивали буквально как из-под земли. Я реально замечала их уже слишком поздно. Может, дело в отсутствии опыта – я была слишком сосредоточена на дороге и мало смотрела по сторонам, – вспоминает девушка. – Еще один раз не так проехала круговой перекресток. Ощущения ужасные. В какой-то момент у меня просто руки опустились, не хотела больше идти сдавать и решила все бросить, но муж и мама настояли. А когда все получилось даже порадоваться не удалось – я была настолько эмоционально опустошена, что практически ничего не ощутила».
С учетом всех пересдач «города», в 2007 году права Юлии обошлись почти в 19 000 рублей. А теперь немного математики: если бы в тот момент действовали предлагаемые сегодня поправки, то сумма за все попытки сдать экзамен в реальных дорожных условиях достигла бы 12 000 рублей. Прибавьте к этому еще 2000 рублей – пошлину за получение документа. Итого права «подорожали» на 14 000 рублей. И это в расчет еще не бралось ощутимое повышение цен (по сравнению с тем же 2007 годом) на само обучение в автошколах.
Причиной неудачи на экзамене может стать что угодно – плохая подготовка, неудовлетворительное самочувствие, нервы и даже давление со стороны экзаменатора.
«Прежде чем получить права, я дважды ходила на пересдачу «школьного» экзамена. Я ездила хорошо, но вот именно на экзамене меня одолевало такое волнение, что аж коленки тряслись и сердце бешено колотилось, – вспоминает автомобилистка с трехлетним стажем Анна Макарова. – А на заднем сидении был школьный экзаменатор, который орал всякие оскорбительные вещи: «Ту куда гонишь, курица! Начинай тормозить, впереди перекресток». И это при моей скорости не больше 50 км/ч. Конечно, это еще больше давило на меня. В итоге, сдала только с третьего раза. А в ГАИ все было хорошо – сдала быстро и легко. Может быть потому, что гаишник сидел молча и не орал».
Многие автошколы предложенный МВД пакет поправок поддерживают, отмечая, что с их введением кандидаты в водители будут более ответственно подходить к выбору самого учебного заведения.
«Сегодня некоторые студенты, выбирая автошколу, смотрят в первую очередь на стоимость обучения. При этом без должного внимания остаются ее материальная база и профессионализм инструкторов. А с введением поправок, искать «где подешевле» будет бессмысленно. Поскольку некачественное обучение впоследствии выльется в пересдачи, а значит – в лишние траты, – считает директор автошколы КАФС Владимир Котров. – Так что проще будет сразу отдать предпочтение школе с хорошей материально базой и репутацией, чтобы потом не переплачивать за заваленные экзамены. К тому же, поправки станут и стимулом для самих автошкол – в их интересах будет передать студентам все знания и предоставить все средства для успешной сдачи на права».