Российские автошколы рассчитали стоимость обучения вождению. По их мнению, подготовка одного ученика должна стоить не менее 46 тысяч рублей. Цена выведена с учетом расценок для Московской области. До начала реформы системы обучения эта цифра была на уровне 20-30 тысяч рублей. На какую сумму придется раскошелиться курсантам южноуральских автошкол, в материале сайта AutoChel.ru.
Помимо определения цены обучения, столичные автошколы также предлагают ввести минимальный порог стоимости обучения. Эта мера, по их мнению, поможет оградить курсантов от недобросовестных учебных заведений, которые просто-напросто торгуют «корочками». Именно по этой причине ассоциации автошкол предлагают закрепить в нормативных актах минимальную стоимость обучения. Тогда откровенный демпинг будет указывать на халтуру.
Однако хвататься за голову пока рано – представленный расчет является примерным. Он подготовлен с учетом основных затрат автошкол: амортизации автомобиля, технического обслуживания, бензина, запчастей, зарплаты преподавательского состава, административного и вспомогательного, налогов, расходов на развитие, аренды помещения и учебной площадки. Помимо этого у школы могут быть непредвиденные затраты и должен быть доход. Отсюда появляется ценник в 46 тысяч рублей.
В настоящее время ждет подписания постановление правительства об ужесточении требований к сдающим экзамен. Предполагается, что ученику ограничат количество попыток сдачи экзаменов до трех. Если сдать с третьей попытки не удалось, то прийти можно будет только через месяц. Кроме того, подготовлены поправки и в Налоговый кодекс, согласно которым ученикам придется платить за каждый экзамен отдельно. К слову, сегодня кандидат в водители платит госпошлину единожды и сдает неограниченное количество раз. Итогом такого подхода стали огромные очереди в экзаменационных подразделениях. Как считают инициаторы данных поправок, усовершенствованный порядок приема экзаменов заставит школы допускать до экзаменов в ГИБДД только подготовленных водителей, способных сдать экзамен с первого раза.
Однако не все эксперты готовы с этим согласиться. По словам директора челябинской автошколы «АртэС» Сергея Артемьева, подобный порядок приема экзаменов вряд ли способен повлиять на качество подготовки кандидатов в водители.
«Заключение о соответствии учебно-материальной базы автошколы установленным требованиям мы получили от УГИБДД по Челябинской области 30 сентября. С этого момента стоимость обучения в нашей автошколе увеличилась в 1,5 раза с 20 тысяч рублей до 27500. Однако с 1 ноября стоимость может подняться до 30 тысяч рублей. Это увеличение связано с тем, что необходимо выполнить все требования федерального законодательства. Одно из них обязывает взять в штат всех педагогических работников, а это влечет увеличение налогов. Если просчитать все расходы, то такая сумма и выйдет, – отмечает Сергей Артемьев. – Что касается закрепления минимальной стоимости обучения, то мне кажется это маловероятным. Государство не имеет права вмешиваться в ценообразование частных организаций. Считаю, что получение водительского удостоверения в наше мобильное время это необходимость, часть жизни. Поэтому мало кого такая стоимость остановит – люди начнут обучаться в рассрочку, откладывать деньги. Такой подход к обучению не призывает курсантов к дисциплине, не призывает к ответственности, потому не способен повлиять на качество обучения».
Напомним, что согласно новым программам профессионального обучения, вступивших в силу в конце этого лета, автошколам нужны площадки размером не менее 2,4 тыс. кв. м с зебрами, светофорами и дорожными знаками. Также было увеличено время обучения в учебных центрах из-за появления новых дисциплин. В КоАП были внесены поправки, согласно которым участников аварий, кроме уплаты штрафов и профилактической беседы с сотрудником ГИБДД, будут ждать курсы повышения водительского мастерства. Привлекать к прохождению такого курса планируется не только виновников ДТП, но и всех участников аварий. Речь идет о нескольких часах теоретических и практических занятий. Проводить их будут в автошколах по направлению ГИБДД. Курс предполагается сделать платным. Его стоимость будет определена государством.
Правозащитник и преподаватель автошколы Юрий Панченко считает, что реформа обучения может привести не только к дефициту автошкол, но и к возрождению криминальных схем получения прав. «Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков настаивает на том, чтобы как минимум на год сдвинули принятие этих правил. Дело в том, что количество автошкол, которые сумели аттестовать, по всей России просто мизерное – всего 302 против 11500 автошкол ранее. С учетом того, что в 2013 году у нас выпустились больше двух миллионов водителей, резкое сокращение количества учебных заведений приведет не просто к дефициту, а к возрождению криминальных схем получение прав. Правительство шло к новым правилам именно для того, чтобы закрыть те автошколы, которые торгуют документами, а в итоге мы вернемся к тому, от чего уходили, – говорит правозащитник. – Ситуация складывается так, что автошколам не дали возможности спокойно привести свою базу в соответствие с новыми требованиями. В итоге большинство автошкол не ведут наборы. Плюс к тому с нового года будет увеличена госпошлина на получение прав с 800 до 1200 рублей, будет введена плата за экзамен и другие расходы, в совокупности это будет стоить 6500 рублей. Это вызовет социальную напряженность у населения».
Фото: Инфографика Эдуарда ФАДЮШИНА