Ситуация на автомобильном рынке складывается крайне тревожная. Накануне днем появились слухи, что многие российские дилеры приостановили продажи автомобилей в ожидании радикального повышения цен. Редакция сайта Autochel.ru решила проверить достоверность этих сообщений и обратилась за разъяснениями к местным автосалонам.
Обвал рубля парализовал продажи автомобилей у ряда российских дилеров, пишет в среду, 17 декабря, газета «Коммерсант». Дело в том, что рынок не определился, как индексировать цены. По данным издания, в настоящее время из-за этой неопределенности с курсом валют ряд производителей, среди которых Jaguar, Land Rover, BMW и Nissan уже прекратили поставки машин в салоны. Усугубляет ситуацию ажиотажный спрос на машины, возникший в ноябре–декабре этого года на фоне девальвации рубля и скидок по программе утилизации. В ряде регионов большой спрос на автомобили создали гости из Казахстана и Белоруссии, для которых снижение курса рубля и возврат НДС сделал покупку автомобиля в России выгодной.
Как пояснили в автомобильном холдинге «Сейхо-Моторс», на сегодняшний день продажи автомобилей компания не приостанавливала, однако в наличии машин практически не осталось. «Если говорить о Toyota, то свободных машин до конца декабря уже нет, если только кто-то не откажется. Мы продолжаем заключать контракты на будущий год, цена указывается в рублях, однако в договоре есть пункт о ее возможной корректировке в соответствии с действующими на момент поставки прайсами импортера, – комментирует ситуацию исполнительный директор Тойота Центр Челябинск Дмитрий Еременко. – Что касается возврата к условным единицам, то это маловероятно. Это вопрос, скорее, политический. Власть сейчас не допустит возврата к расчетам фактически в долларах. Если курсы валют будут меняться, будут менять и рублевые цены, но я не думаю, что речь идет о еженедельной корректировке прайсов импортерами».
Опустошены склады и многих других челябинских дилеров: кто-то распродал остатки полностью, а у кого-то запасы еще остались, но в основном дорогих и не самых популярных комплектаций и моделей. «Машин на складах практически не осталось: есть еще несколько BMW и несколько KIA, но это уже остатки. Их еще можно купить, но контракты на новые машины 2015 года выпуска в данный момент мы не заключаем – нет определенности с ценой, – говорит о текущей ситуации директор ООО «Техно-Моторс» Дмитрий Ануфриев. – В декабре уже были корректировки цен, KIA увеличивает стоимость на 10–30 тысяч рублей с сегодняшнего дня, BMW с 20 декабря. Но в данном случае это, скорее, формальный шаг, потому что продавать по большому счету уже нечего. KIA сдерживала рост цен в течение всего года, но ситуация становится слишком непредсказуемой. На сегодняшний день клиенты стремятся купить автомобиль, рассматривая это как своеобразную защиту от слабеющего рубля».
Похожая ситуация складывается и в группе компаний «Джемир». «Машины из наличия и те, что находятся в пути, мы продаем. Но, естественно, их количество ограниченно. Есть еще машины в остатке по старым ценам, но это автомобили в более дорогой комплектации. Все что было недорогое уже распродали. Ситуация сложилась так, что машины из наличия имеют разную стоимость независимо от комплектаций. Дело в том, что прайсы на авто постепенно менялись, соответственно счета на автомобили были выставлены в разное время, в итоге цены были выставлены от разных прайсов. Новые заказы в обработку приниматься уже не будут, об этом нас уведомил дистрибутор, – говорит генеральный директор сети автоцентров «Джемир» Павел Рыжков. – Сейчас получается, что можно поднапрячься и взять машину в дорогой комплектации, но по старой цене, или ждать новой машины в более простой комплектации, но с новыми огромными ценами и неизвестно когда. Еще вчера бюджетный автомобиль стоимостью от 400 до 500 тысяч сегодня стоит больше 700 тысяч рублей – от новых прайсов волосы дыбом встают. Известно и то, что банки уже приостановили выдачу кредитов, поэтому если есть возможность приобрести автомобиль, то делать это нужно прямо сейчас».
В наличии автомобили есть еще у некоторых дилеров Lada. По словам представителя одного из челябинских автосалонов, продажи идут в том же темпе, что и раньше, в наличии есть достаточно большой выбор моделей. Однако самые доступные комплектации Lada Granta и Kalina, популярный Lada Largus и 4x4 в настоящий момент купить проблематично: высокий спрос в течение осени и начала зимы опустошил склады. Между тем в наличии остаются средние и топовые комплектации Lada Granta, Priora, Kalina. АВТОВАЗ не корректировал цены на волне ажиотажа, однако по неофициальной информации повышение запланировано на начало года. Кроме того, изменилась ситуация с покупками в кредит: так, после вчерашнего повышения ключевой ставки в некоторых случаях процентная ставка по некоторым кредитам выросла в два раза до 30% годовых. Соответственно, резко снизилось количество покупок в кредит: люди предпочитают тратить наличные. Большой спрос на «Лады» обеспечивают жители Казахстана.
Всплеск активности покупателей из Казахстана ощущают и в компании «УАЗ Автотехобслуживание». «В данный момент складские запасы есть, но они невелики. В январе будущего года завод UAZ не работает, с февраля мы ожидаем тяжелые времена – продажи встанут», – комментирует ситуацию директор компании «УАЗ Автотехобслуживание» Евгений Шаталов. По его словам, несмотря на российский бренд, современные автомобили UAZ имеют большое количество импортных компонентов – это коробка передач, раздаточная коробка, системы впрыска, тормозные механизмы и так далее.
В компании «Планета Авто» комментировать текущую ситуацию не стали, сославшись на нестабильность рынка.
По прогнозам экспертов даже при остановке продаж декабрь будет успешным для авторынка, однако первый квартал 2015 года сулит грандиозный провал. С учетом курсовых колебаний и возможного увеличения стоимости металла цены на автомобили в новом году могут вырасти на 20%. Между тем в декабре многие производители уже повысили цены на автомобили. Так, компания Nissan в декабре объявила о повышении цен дважды. 8 декабря подорожание затронуло Nissan Almera (+2%), Juke (+2,5%), Qashqai (+3%), Terrano (+2%). В среду, 17 декабря, стоимость Almera подросла еще на три процента, Juke и Qashqai на пять процентов, Terrano на 3,5%, также прибавили на пять процентов в цене внедорожник Patrol и спорткупе GT-R. Показательно, что подорожание затронуло и модели российской сборки (Almera и Terrano), хотя и в меньше степени, чем импортируемые.
«Делать точные прогнозы на будущий год сейчас невозможно. Самый оптимистичный вариант изменения цены – это пять–восемь процентов, – отмечает исполнительный директор Тойота Центр Челябинск Дмитрий Еременко. – Я думаю, что в 2015 году японские бренды будут выглядеть привлекательнее в плане цены, поскольку курс иены к доллару также ослабевает – относительно осени иена потеряла 17–20%, и прогноз таков, что эта тенденция продолжится. Японии в текущей ситуации это выгодно».
Воспользовались ли вы возможностью купить машину по старым ценам?