Госдума решила пойти на уступки автомобилистам и поддержать законопроект, призванный облегчить жизнь водителей. Так, комитет Госдумы по госстроительству одобрил в первом чтении идею о досрочном возврате прав некоторым категориям нарушителей. Стороной норма обойдет лишь водителей, лишенных прав за пьянку.
Ввести условно-досрочное освобождение от наказания, то есть возврат прав, предложил сенатор от республики Карелии Владимир Федоров, сообщает газета «Коммерсант». Возможно, это будет в случае, если нарушитель продемонстрировал примерное поведение – скажем, не получил другие административные взыскания в течении срока лишения. Применяться УДО будет только по истечении половины срока лишения.
По словам первого зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, тема досрочного возврата прав вполне актуальна.
«Условно-досрочное освобождение предусмотрено законом даже от уголовных преступлений, а административное наказание ты должен все отбывать. Есть в этом предложении доля справедливости, – отмечает Вячеслав Лысаков. – Автора законопроекта – экс-начальника ГАИ России Владимира Федорова – попросили доработать этот закон в части исключения из этого списка лишенцев, наказанных за пьянство. Послабление в отношении нетрезвых водителей пока несвоевременно – это на нет сведет июльские поправки, ужесточающие наказание за пьянку. Но через какое-то время, возможно, мы перейдем и к этой теме, тем более в Советском союзе водительские удостоверения возвращали досрочно даже тем лицам, которых лишили прав за вождение в нетрезвом виде, если они осознали тяжесть своего поступка.
Я готов поддержать Владимира Федорова и выступить соавтором этого законопроекта, поскольку из 700 тысяч нарушителей, 100 тысяч лишаются не за пьянку. К тому же мы хотим отменить пересдачу на водительское удостоверение для лиц, лишенных на срок до года. Сейчас пересдают все, даже если лишили прав на три месяца. Разговора о сокращении санкции не ведется, они остаются прежние. Корректировать такую меру, как лишние прав, необходимо по части оставления места ДТП. Так, одно дело, когда водитель сознательно оставил место аварии с целью скрыться, и совсем другое если он оставил все свои контактные данные и уехал по неотложным делам. Вот здесь нужно статью дифференцировать. В остальных случаях санкции достаточно продуманы, поэтому автоматически уменьшать их было бы неправильно. Это тупиковый путь. А по ходатайству, если человек осознал и ведет правильный образ жизни, такая идея имеет право на существование».
Напомним, что в отношении алководителей чиновники продолжают ужесточать санкции. Недавно Госдума приняла закон, вводящий уголовную ответственность за пьяное вождение. Рецидивистам, повторно севшим за руль в нетрезвом виде, будет грозить лишение свободы до двух лет. Такая норма начнет действовать с 1 июля 2015 года. Кроме тюрьмы закон предусматривает и альтернативное наказание: штраф от 200 до 300 тысяч рублей или доход виновного за период от одного до двух лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы на срок до двух лет. Такое же наказание будет автоматически действовать и для тех, кто повторно отказался проходить медосвидетельствование. Если пьяный водитель совершит ДТП с летальным исходом, его ждет лишение свободы от двух до семи лет или от четырех до девяти, если погибнут два человека и более. Пока же за вождение в нетрезвом виде и отказ от медосвидетельствования грозит лишь административная ответственность – 30 тысяч рублей штрафа и лишение прав от полутора до двух лет. При повторном нарушении – 50 тысяч и лишение прав на три года.
Инициатива о досрочном возврате прав была озвучена еще в июле прошлого года. Тогда Владимир Федоров предлагал поощрять УДО даже тех автомобилистов, которых лишили прав за вождение в нетрезвом виде. Единственное условие – наличие положительной характеристики с места работы и признание судом того факта, что нарушитель действительно исправился и более не нуждается в дальнейшем лишении прав. По мнению сенатора Федорова, такое изменение в Кодексе РФ об административных правонарушениях «послужит ощутимым стимулом законопослушного поведения гражданина». Эксперты восприняли идею скептически.
14 января в Госдуме поддержали закон в первом чтении, но попросили ко второму чтению его доработать, чтобы исключить возможность УДО для наказанных за пьяное вождение. Интересно, что первая редакция документа, внесенная в Госдуму на рассмотрение в 2007 году, так и не была принята.
В свою очередь, в Госавтоинспекции к такой идеи отнеслись критически, поскольку четких критериев «примерного поведения», по которым суд должен принимать решения об УДО, пока не существует.
«Закон по части того, кто будет определять, исправился ли водитель за время лишения прав, нам предстоит разработать ко второму чтению, – сообщает сайту Autochel.ru депутат Лысаков. – Раньше были заводы, фабрики и учреждения, а сегодня ИП, юридические фирмы и т. д. Написать можно любую справку. Тут еще остаются вопросы, которые будут решены и разработаны ко второму чтению».