Падение продаж, резкое повышение цен, наплыв покупателей из ближнего зарубежья и кратковременная, но полная остановка продаж новых машин. В последний месяц 2014 года авторынок пребывал в состоянии хаоса. Дилеры, как и сами покупатели, испытали мощнейший стресс и до сих пор находятся на стадии восстановления. И, по мнению экспертов, она может растянуться на несколько лет.
Сегодня, 30 января, в рамках пресс-конференции, посвященной состоянию автомобильного рынка на период конца 2014 – начала 2015 годов, эксперты обсудили, что ждет дилеров и автомобилистов в ближайшее время, к чему стоит подготовиться и как реагировать на предстоящие изменения.
«Стагнация на рынке была замечена нами еще в 2013 году. А между тем уровни продаж малого коммерческого транспорта, можно сказать, олицетворяют ситуацию на авторынке в целом, – сообщил коммерческий директор ООО «Юрма-Сервис», официального дилера ГАЗ, Владимир Прокопьев. – По сравнению с 2013-м, в 2014 году наши продажи упали на 14%. Ситуация значительно выправилась в декабре, когда произошел наплыв покупателей из ближнего зарубежья».
Напомним, в конце минувшего года Челябинск и другие приграничные города страны наводнили гости из Казахстана и Белоруссии, для которых снижение курса рубля и возврат НДС сделал покупку автомобиля в России выгодной. В результате многие дилерские центры уже к середине декабря оказались в буквальном смысле пустыми, а регистрационные подразделения ГИБДД обросли нескончаемыми очередями.
Эксперты выделили несколько причин падения продаж в 2014 года и полного хаоса, произошедшего на авторынке в декабре: насыщение рынка, введение санкций, а также взлет курса доллара и евро.
«Сейчас речь идет не об экономическом кризисе, который постиг весь мир в 2009 году. Сегодня ситуация совсем другая. Кризис имеет политико-экономически характер и бьет не по всему миру, а локально по России, – считает исполнительный директор Ассоциации автомобильных дилеров Челябинской области Александр Рулевский. – Кроме того, отечественные автопроизводители (и не только они), избалованные дешевым долларом, сегодня испытывают серьезные затруднения. Многие детали в производимых ими машинах – импортные. По старому курсу доллара выгоднее было заказывать их из-за рубежа, а не производить самостоятельно. Сегодня ситуация в корне изменилась».
Таким образом, долгое время автопроизводители, функционирующие на территории Российской Федерации, заказывали импортные детали для своих автомобилей. В результате собственная производственная база либо оказалась в законсервированном состоянии, либо исчезла совсем. Именно поэтому процесс импортозамещения (замены деталей зарубежного производителя на отечественные) затянется на год, а то и больше. Это один из факторов, который уже оказывает влияние на цену нового автомобиля.
Не может не сказаться негативно на продажах в текущем году и серьезное повышение процентных ставок в автокредитовании – сегодня люди просто боятся обращаться в банки и совершать крупные покупки на новых условиях.
«Как ни странно, цены, по которым продаются сегодня в России новые автомобили, с точки зрения самих автопроизводителей, низки, в то время как для обычного покупателя они в буквальном смысле скакнули. Доллар вырос на 100%, а цены на авто лишь на 40–50%. Однако это более, чем ощутимо как для покупателя, так и для производителя, – отмечает генеральный директор сети автоцентров «Джемир» Павел Рыжков. – Безусловно, в этом году будут проводиться специальные акции и предложения для стимуляции продаж, однако ожидать огромных скидок не стоит – ни один производитель не будет работать в минус. Также хотелось бы отметить, что любая инфляция неизбежно тянет за собой и рост заработной платы. И если сегодня граждане психологически не готовы платить за новый автомобиль по новому ценнику, то со временем ситуация выправится. Вопрос только в том – когда это произойдет. Безусловно, позитивно скажется на ситуации и снижение процентных ставок по автокредитам».
Как заявил Александр Рулевский, дилеры смогут только с облегчением вздохнуть, если согласно прогнозам уровень продаж новых автомобилей сократится лишь на четверть. При этом все эксперты сошлись во мнении, что отказываться от автомобилей россияне не собираются. Быть может, в первые месяцы многие, решив сэкономить на бензине, будут чаще пользоваться услугами пассажирского транспорта, но продавать собственные авто уж точно не станут.
Что касается покупки новых машин, то здесь вероятно увеличение спроса на недорогие иномарки (например, китайского производства), а также на ВАЗы. Обойтись без личного средства передвижения сегодня могут далеко не все, а с текущим уровнем цен вариант пересесть с иномарки на отечественную легковушку представляется более щадящим, чем вовсе отказаться от собственных колес в пользу автобуса.
Подытожило встречу сообщение о том, что катастрофического снижения продаж в этом году не ожидается – январь и февраль вполне могут стать провальными месяцами по сравнению в предыдущими годами, однако впоследствии уровень продаж выровняется. Была даже озвучена примерная дата выхода российского авторынка из кризиса: «пройдет четыре года, и ситуация окончательно нормализуется».
Фото: Фото с сайта Autoclimat.com.ua