Восприятие скорости предельно обострено: 60 км/час – это уже не медленно, 90 км/час – захватывающе быстро, а на 120 км/час кровь переполняется гормонами радости, как в последние секунды перед раскрытием парашюта. Дорога стремительной лавиной затекает тебе прямо под ноги; асфальт размазывается перед самой кромкой невидимого капота, трехцилиндровый мотор весело тарахтит за спиной...
Авиационные ассоциации так и просятся на перо: ты не едешь, а словно летишь на маленьком кукурузнике по взбаламученному весной турбулентному воздуху, ухая в ямы и взмывая на гребни. Вот она, пьянящая прелесть короткобазной машины! А руль-то, руль-то – это настоящий штурвал, лишенный гидроусилителя, а потому первоклассно чуткий, при этом трогательно длинноходный.
Smart – это ответ на все многолетнее нытье, что машины стали похожи друг на друга и уже не будорожат. Smart – он как первая машина в жизни, даже если далеко не первая. Я не узнаю себя в его гриме. Я еду, как первый раз без инструкторского надзора.
Несмотря на исчезающую колесную базу, Smart не ощущается утлым или чересчур острым. Спелая тяжесть руля позволяет внятно чувствовать путеводную нить траектории, но стоит сработать рулем резче, как Smart раскроет преимущества габаритов и чуть ли не боком впрыгнет в обнаружившийся просвет между машинами.
Эта юркость заводит. Ездить на Smart по городу также просто, как играть в «Тетрис», где все фигуры – из одного кубика. Для него почти не бывает патовых ситуаций. Ручеек найдет русло даже в плотном потоке. Где не помогут габариты, спасет обаяние – по моим наблюдениям, отношение челябинцев к «Смарту» весьма добродушное.
Кайф. Первородный, ничем не замутненный кайф. Рокотом мотора Smart создает ауру мотороллера Vespa в центре Рима. Его юркость освобождает, словно спортивные кроссовки в первый сухой день весны.
Город меняет масштабы. Город раскрывает поры, и по этим порам несется бешеный муравей Smart. Это сложно описать словами, потому что большинство из нас ездят на машинах, бесконечно далеких от идеалов Smart.
Только я бы отказался от роботизированной трансмиссии в пользу обычной механики. Тогда Smart попал бы в мой топ самых желанных авто. 84-сильный моторчик с наддувом обеспечивает динамику и звук, которые оставляют поток позади и заставляют его растягиваться в добродушной улыбке. Но робот, увы, есть робот, и невесомость переключений все время отвлекает и не дает припаяться к машине окончательно. Эх, я прям предвкушаю, какой драйв можно получить на «Смарте» с механикой, где у тебя есть привилегия выбора передачи перед маневром, а не во время него.
Впрочем, что я так зациклился на драйве? На Smart можно ехать спокойно. Очень даже можно. Вы никогда не прочтете эту машину по картинке, потому что она совсем другая.
Впереди Smart просторнее иных взрослых авто, и, отодвинувшись до конца, я едва достаю до педалей. Ребенок, сидящий в детском кресле, не пинает панель приборов, как в «Ситроене». Нет проблем с шириной или высотой салона. В нем прекрасно дышится.
Да, багажник по объему и расположению напоминает рюкзачок, но отчасти это компенсируется несметным количеством тайничков и ниш.
Он и едет как взрослый. Он вундеркинд. Поначалу я делал скидку на высокий центр масс и половинчатость его габаритов, но очень скоро понял, что даже дерзкая езда дается без поправки на смартовость. Просто мчишься и получаешь удовольствие от возможности нырнуть туда, где полноразмерная машина покажется распухшей, как нарыв.
Я даже собрал в кучку все занудные семейные поручения, связанные с разъездами из одного конца города в другой, и посвятил половину дня работе курьера. Ну что за прелесть делать это на «Смарте»! Ты чуть ли не специально выбираешь места, где заведомо трудно парковаться, с нахальной целью именно там запарковаться. Smart открывает запертые калитки, позволяя втулиться туда, где не ночевала попа серьезного внедорожника. Для него всегда найдется квадратный метр городской жилплощади.
Маневрирование во дворах – проще, чем на велосипеде. Развернуться можно на пятачке этак четыре на четыре метра, куда обычная машина целиком просто не поместится. Когда сдаешь назад, садишься вполоборота и видишь задний габарит на расстоянии вытянутой руки (заодно можно достать из багажника чипсы).
Впрочем, есть у него и недостатки. Главным я бы назвал изрядную жесткость подвески, которая не отличается и большим ходом. К сожалению, откровенно разбитые дороги даются «Смарту» через преодоление себя. И сидя почти на заднем колесе, ты ощущаешь толчки, словно огромный дог чешется, прислонившись к твоему креслу.
Робот трогает машину с паузой, что несколько мешает при попытках притереться к какому-нибудь препятствию вплотную: ты просто не знаешь, когда и насколько рьяно машина покатится. В общем, любой робот требует привычки. На второй день он отвлекал меня уже значительно меньше.
У «Смарта» невероятных размеров двери. С одной стороны, это обеспечивает легкость посадки, с другой, мешает при тесной парковке, для которой эта капсула и создана.
Ну и наконец, Smart вовсе не такой легкий в управлении, как можно подумать по его шкодливой внешности. Если хотите, это Porsche 911 в масштабе 1:4. Эта машина, которая любит в тебе не пассажира, а водителя. Она хочет, чтобы ты взял ее за загривок. Это прекрасный инструмент, которым нужно научиться пользоваться. Поначалу даже его микроскопические габариты сбивают с толку – паркуясь по внутреннему компасу, оставляешь полутораметровые зазоры со всех сторон.
Но, на мой личный вкус, в этом и состоит гениальность «Смарта». Он не из тех машин, что изолируют нас от всего мира и погружают в бездействие. Он позволяет ощущать атмосферу, как тонкая рубашка. Он заставляет вспомнить все, о чем ты забыл со времен своей самой-самой первой машины. Вспомнить ощущение причастности к вождению. Полета. Гордости, наконец. Этот автомобильный гном вызывает больше эмоций, чем 300-сильные суперхетчи. По крайней мере, для меня это так.
При столь безобидной внешности Smart сложнее многих нахмуренных взрослых машин. У него турбомотор, задний привод, колеса разной размерности (заднее – гораздо больше, чем у типичной малолитражки). А еще «пуленепробиваемая» капсула безопасности из высокопрочных сталей. Система стабилизации есть уже в стандартной комплектации, как и АБС. Его главный минус – высокая цена – как раз и обусловлен тем, что не так-то просто упаковать добродетели обычных машин в коробку половинного объема. По эргономике, динамике и управляемости Smart не уступает «нормальным» авто, и лишь ездовой комфорт урезан вместе с колесной базой. Высокий центр масс требует достаточно жесткой подвески.
В Smart удивительным образом сочетается прагматизм и романтичность. Он весь заточен на экономию топлива и парковочного пространства, но эмоциональный канал у него работает в режиме безлимит. Даже простоватый двухместный салон – это как квартира, которую двое снимают впервые, еще не пышная, не загроможденная, но уже такая свойская.
Я проездил на нем два дня и отдавал нехотя. В режиме «газ в пол, где только можно», Smart пил примерно 8 л/100 км в смешанном цикле. Надо было, конечно, измерить расход в расслабленном состоянии – сулят 4 л/100 км – но ездить расслабленно не хотелось.
Теперь вот душа горит попробовать Smart-кабриолет…
В Челябинске автомобили Smart представляет официальный дилер Mercedes-Benz, компания «УралАвтоХаус».
«УралАвтоХаус»,
Челябинская обл, г. Копейск, пр-т Победы, 71;
тел.: 8 (351) 2-555-666;
Mercedes-uah.ru.
Фото: Фото автора