Попал в ДТП – страховая насчитала в два раза меньше, чем реально обойдется ремонт. Эту проблему власти попытались решить внедрением единой методики расчета ущерба, которая действует с октября 2014 года, и даже была проиндексирована весной 2015. Но снизило ли это количество споров и нервотрепки для автовладельцев? В этом разбирался корреспондент сайта AutoСhel.ru.
Ядром ущерба является колоссальная база данных РСА о стоимости запчастей и работ, оформленная в виде единого справочника, утвержденного Центральным банком и правительством РФ. База данных содержит 80 млн позиций, которые отражают цены для разных моделей и марок автомобилей разных годов выпуска. По замыслу, наличие подобной методики исключает споры о размере ущерба. С 1 мая 2015 года расчетная стоимость запчастей была увеличена в среднем на 20-25%.
По словам заместителя генерального директора и директора по урегулированию убытков СК «ЮЖУРАЛ-АСКО» Алексея Любавина, единая методика определения ущерба заметно упростит жизнь автомобилистам. «Как правило, 90% судебных исков к страховщикам вызваны расхождением в оценках ущерба транспортным средствам из-за существования параллельно действующих методик расчёта стоимости восстановительных работ и запасных частей. Как следствие, разница в оценке по одному и тому же ДТП для транспортного средства могла существенно отличаться, – поясняет Алексей Любавин. – Введение единой методики определения расходов на ремонт автомобилей и правил проведения независимой экспертизы в рамках ОСАГО, на мой взгляд, заметно разгрузит суды. В единой методике определены правила осмотра кузова, лакокрасочного покрытия, типовые повреждения, формулы расчета стоимости ремонта, износа запчастей и т.п., на основании которых будет определена сумма возмещения, справедливо рассчитанная в соответствии с законом».
Также эксперт отметил, что выигрывать судебные споры станет сложнее. «Количество дел в судах не сведётся к нулю. Страхователь всегда может выбрать, кому отдать предпочтение – независимой оценке или страховому эксперту. Однако по закону, любая страховая компания обязана отправить страхователя на собственную экспертизу, – продолжает Алексей Любавин. – Соответственно, выигрывать споры станет гораздо сложнее: суды, скорее, будут апеллировать к методике, утверждённой правительством РФ. Также, существует вариант, когда клиент может обратиться по направлению страховой компании в представленный сервисный центр, где отремонтируют его автомобиль».
Таким образом, в случае расхождений в оценочной стоимости ущерба и реальных затрат на ремонт клиент имеет право обратиться в суд, однако перспективы победить невелики – суды также отдадут приоритет утвержденной методике расчета.
Дмитрий Черепанов, генеральный директор компании ООО «МЕРА», специализирующейся на экспертизе и оценке ущерба после ДТП: «Новый документ определяет единые подходы к определению размера восстановительных расходов и связанных с ним операций и действий в отношении поврежденного транспортного средства для принятия решения о величине страховой выплаты в рамках договора ОСАГО. А значит, вопрос о подходах к оценке стоимости ущерба и порядок проведения экспертизы будет одинаковым в разных страховых компаниях. Это позволит говорить о том, что экспертиза стоимости ущерба, проведенная оценщиком страховой компании и независимым экспертом при судебном разбирательстве, будет ориентировочно равной».
По оценкам Дмитрия Черепанова, использование единых справочников позволит устранить ситуации, когда стоимость ремонта, произведенная различными экспертами по ущербу в рамках одного страхового случая, может различаться в разы: «Утверждены справочники, содержащие информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ. Всего более 80 млн позиций по наиболее распространенным маркам и моделям транспортных средств в разрезе 12 экономических районов. Оценка будет производиться по среднерыночной цене в регионе».
Впрочем, рассчитывать на строгое следование букве закона пока не приходится. «Безусловно, внедрение единых подходов займет некоторое время. Практика применения покажет, решат ли новые правила проблему занижения страховых выплат по ОСАГО», – добавил генеральный директор компании ООО «Мера».
Таким образом, эксперты отмечают, что появление единой методики определения расходов на ремонт автомобиля позволит существенно снизить количество судебных споров по ОСАГО, а потерпевшие смогут получать однозначно определяемую сумму возмещения, справедливо рассчитанную в соответствии с законом.
Кроме того, РСА запустил онлайн-сервис, при помощи которого автомобилисты могут получить информацию о средней стоимости запасной части и нормочаса для своего автомобиля.
Однако остается вопрос: насколько адекватные цены заложены в базу данных? Мы решили сравнить стоимость запасных частей в одном из популярных интернет-магазинов с ценами, указанными в базе данных РСА. Получается, что стоимость оригинальных запчастей в интернет-магазине в среднем дороже на 20%, хотя встречаются и позитивные прецеденты. Например, за фару Volkswagen Golf РСА предложил на 3000 рублей больше, за генератор для KIA Ceed – на 2700 рублей, а задний амортизатор для Opel Astra J позволяет «выиграть» 620 рублей.
Сравнение стоимости запчастей
* минимальная стоимость оригинальных запасных частей
Леонид Адамович
Фото: Фото Monkey Business Images с сайта Shutterstock.com