Ассоциация российских автодилеров не теряет надежды запустить руку в карман вторичного рынка. Они вновь выступили с настоятельным предложением обязать продавцов-частников проходить предпродажную подготовку в авторизованных техцентрах. Да еще и продавать не более трех авто в год. Как ассоциация на этот раз мотивировала необходимость в таких нововведениях – в материале Autochel.ru.
Впервые об обязательной предпродажной подготовке вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков заговорил в апреле текущего года на Третьей конвенции российских автодилеров. Тогда он заявил, что вторичный рынок сегодня бесконтролен. По системе Trade-in на долю дилеров приходится лишь около 6%, остальные 94% грешат злоупотреблением со стороны продавцов-частников, а также кишат некачественными и даже опасными для здоровья и жизни нового владельца автомобилями. А значит, нужно заставить авто с вторичного рынка прогонять через официальные дилерские центры. Проводиться предпродажная подготовка при этом будет, разумеется, за счет самих продавцов-частников.
Возмутило это предложение многих – автомобилистов, экспертов и даже людей, имеющих непосредственное отношение к автобизнесу, включая ассоциации автомобильных дилеров. Первые во весь голос твердили о несправедливости и даже наглости такой инициативы. «Это ущемление прав человека, это моя собственность – кому хочу и когда хочу продаю. Не примут такой закон, – выразил свое мнение один из читателей сайта Autochel.ru. – Запретят свободно продавать – будем дарить друг другу, и всего делов».
Негативное отношение выразил тогда и председатель Челябинского регионального совета ВПП «Автомобильная Россия» Алексей Бруй. «Они, по сути, в обязательном порядке пытаются навязать услуги, которые нам не нужны, просто для того, чтобы денежка перепала им, – объяснил свою позицию Алексей Бруй. – Дело в том, что при покупке автомобиля вопросов у автомобилиста всегда возникает очень много. В первую очередь это юридическая чистота – не является ли продаваемый автомобиль залоговым или «непродажным». Во вторую – техническое состояние. Услугу по предпродажной подготовке дилеры нам навязывают, а какую ответственность при этом они сами готовы нести – умалчивается. Поэтому я считаю, что подобное предложение – это просто попытка на нас заработать».
И вот, несмотря на далеко не положительный отзыв по предложению, Ассоциация российских автодилеров поднимает его на обсуждение еще раз. «Это нужно для создания базы данных эксплуатации каждого российского автомобиля», – говорят в РОАД.
Обязательная предпродажная подготовка и не более трех автомобилей в год от продавцов частников – якобы это необходимо для контроля вторичного рынка и создания электронного каталога, который будет содержать в себе информацию обо всех ДТП, перепродажах, техосмотрах, а также ремонтных, кредитных и страховых случаях из жизни каждого российского автомобиля.
«Как президент РОАД я ставлю для себя стратегическую цель осуществить проект создания единого электронного каталога автомобилей. Пусть на это уйдет 2-4 года, но от этого в итоге выиграют и рынок, и все россияне, – сообщил Владимир Моженков со страниц «Известий» . – Мы будем обращаться в правительство, и оно ждет от нас проект такого документа. Конечно, его придется еще дорабатывать».
Очевидно, что создание полной базы невозможно, если автомобилисты продолжат, как и сейчас, готовить свои автомобили к продаже самостоятельно, а не через дилерские центры и авторизованные техцентры.
Что же касается лимита на продажу в три автомобиля в год, то это, по словам представителей РОАД, позволит убрать с рынка перекупов, искусственно накручивающих цены на подержанные машины.
По мнению специалиста по защите прав потребителей областной общественной организации «Советник» Вячеслава Курилина, ни одно из этих предложений не пройдет.
«Запрет частникам продавать более трех авто в год – это очевидная и неприкрытая попытка убрать конкурентов. Накручивание цен тут ни при чем. Чем больше предложений, тем больше конкуренция. А значит, рынок реагирует лучше. Попытка ограничить количество авто, продаваемых одним частным продавцом в год, – это попытка ограничить рынок, – пояснил свою позицию Вячеслав Курилин. – Что касается обязательной предпродажной подготовки в дилерских центрах – это, безусловно, будет вести к удорожанию авто на вторичном рынке. Кроме того, данное предложение по сути навязывает услугу, которая может быть и не нужна. Человек, покупающий или продающий авто с рук, волен сам выбирать, где и как ему проверить или подготовить машину. Я думаю, оба этих предложения не пройдут антимонопольный барьер».
Фото: Фото Wavebreakmedia с сайта Shutterstock.com