Вторичка продолжает дешеветь: традиционного для марта-апреля повышения цен на б/у авто не было. Кроме того, тенденция к удешевлению подержанных машин сохраняется. Именно к таким выводам пришло агентство «Автостат», проведя ежемесячный мониторинг цен на подержанные автомобили.
Еще в начале 2015 года продавцы со вторичного рынка попытались шагнуть в ногу с первичкой, повысив цены на б/у автомобили. Именно поэтому в январе наблюдался всплеск стоимости вторички на солидные 20-30%. Но ход не удался. Отсутствие спроса на подорожавшие б/у машины вынудило уже в феврале снизить цены на 4,6%, в марте – на 3,3%, в апреле – на 1,6% , а в мае – на 4,2%.
В итоге эксперты отметили, что среднее падение стоимости 100 популярных на вторичном рынке трехлетних автомобилей составило 13%. Причем обесценивание продолжатся и дальше. Названы и конкретные суммы за конкретные машины. Так, например, трехлетний Ford Focus (а это одна из самых популярных моделей подержанных автомобилей) подешевел за три месяца аж на 11,4%. Если в январе текущего года «фокус» можно было приобрести за среднюю стоимость в 656 тысяч рублей, то уже в марте за него же не просили больше 581 тысячи.
«Автостат» утверждает, что вторичка и дальше продолжит дешеветь – в течение лета цены запросто могут просесть еще на 10%. По мнению директора агентства Сергея Целикова, с декабря 2014 года по по февраль 2015 многие продавцы слишком сильно задрали цены. Это привело к отсутствию спроса. В результате сделки происходят по ценам на 10-20% меньше изначального предложения. Причем наблюдается следующая закономерность – чем дороже автомобиль, тем с большей скидкой он в результате уходит к новому хозяину.
Сокращается далеко не только стоимость подержанных машин – серьезное снижение отмечено и по объемам продаж на вторичном рынке. Так, в апреле 2015 года было продано 412,0 тысяч б/у машин, что на 29,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Просели по объемам продаж абсолютно все. В таблице ниже можно можно ознакомиться с конкретными цифрами падения для пятерки самых востребованных на вторичном рынке автомобилей марок.
А между тем в челябинской компании по продаже подержанных автомобилей Chili Auto ситуация вовсе даже неплоха – с декабря 2014 года спада объемов продаж там не наблюдается.
«Падение продаж и стоимости авто на вторичном рынке объясняется легко: это цикличный процесс, реакция на изменение цен на первичном рынке. В декабре прошлого года, когда произошло снижение курса рубля, новые автомобили отреагировали повышением стоимости. Вслед за подорожанием на первичном рынке потянулась и вторичка. Прошло какое-то время, рынок встал, потому что новые цены не устраивали потребителя. Соответственно, и спрос значительно уменьшился, – объясняет сегодняшнюю ситуацию на авторынке генеральный директор компании Chili Auto Дмитрий Михеев. – Когда рынок падает, у него есть два варианта – либо меняется цена, либо дальше падает рынок. Происходит процесс саморегуляции. Люди, которые хотят продать б/у автомобили, понимают, что по такой большой цене у них это сделать не получится, и в результате снижают ее. Вслед за этим начинает постепенно увеличиваться и объем продаж. Наша компания падения на себе не ощутила. Мы продаем машины на сегодняшний день по декабрьским ценникам. Объем каким был, около 30 автомобилей в месяц, таким и остался. При этом отмечу, что лучше всего продаются более дорогие и молодые (до года) машины. Связано это с тем, что новые автомобили стоят дорого, а на бэушном рынке гораздо проще купить хороший автомобиль с серьезной скидкой, да еще и на гарантии. Автомобилей в наличии достаточно, и регулярно действуют специальные горячие предложения».
В конечном итоге падение цен б/у автомобилей еще больше осложняет ситуацию на первичном рынке: за последние полгода ценовой разрыв между нынешней машиной клиента и потенциальным новым автомобилем существенно вырос. В то же время для тех, кто планирует обратить внимание на «езженные» автомобили, сейчас неплохой момент, чтобы выбрать интересный вариант: многие продавцы, которым нужно во что бы то ни стало продать автомобиль, готовы торговаться.
При этом учитывайте один из главных рисков покупки авто на вторичке – залоговые автомобили.
Фото: Фото Lassedesignen с сайта Shutterstock.com, инфографика Эдуарда Фадюшина