Не более 50 км/ч в черте города, «конские» штрафы тонированным автомобилистам, кара за выброшенный в окно мусор и лишение прав для алиментщиков-должников. Все самые свежие карательные инициативы от законотворцев – в материале AutoChel.ru.
500 рублей – слишком мало для «сумрачных» водителей
Вопрос об ужесточении наказания для водителей, наглухо и «вкруг» закатывающих свои автомобили пленкой, намерен поднять на обсуждение первый замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. Напомним, на сегодняшний день за нарушение пункта 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере 500 рублей.
Ст. 12.5 КоАП РФ, п. 3.1. Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
До ноября 2014 года сотрудники ГИБДД в качестве наказания также могли снимать с тонированных авто номера. Однако теперь такой меры нет, а штраф остался прежним. Как пояснил Вячеслав Лысаков, надежда на сознательность водителей не оправдалась – потерять номера за тонировку больше не грозит, а сумма в 500 рублей любителей затонироваться не страшит. А значит, настало время поднимать штраф, чтобы хоть как-то переломить сложившуюся ситуацию. Вопрос об ужесточении санкции будет обсуждаться в рамках осенней сессии. Во сколько именно может встать «глухая» пленка на стеклах – пока не озвучивается. По неподтвержденным данным, в случае принятия инициативы штраф может увеличиться в три раза – до 1500 рублей.
По мнению председателя Челябинского регионального совета ВПП «Автомобильная Россия» Алексея Бруя, снятие номеров как наказание для тонированных водителей работало лучше: «Снятие государственных номерных знаков для автомобилиста было серьезной головной болью – нужно было растонировать автомобиль, приехать, показать его, и только тогда табличку возвращали. Как только эту норму убрали, наказание перестало работать. Видимо поэтому законотворцы и решили немного ужесточить его, – считает Алексей Бруй. – Это вполне логичное и предсказуемое развитие событий. Другой вопрос – насколько это актуально и необходимо. До сих пор нет четких критериев и исследований, показывающих, насколько это нарушение общественно опасно. А ведь именно опасность и должна коррелировать размер штрафа».
«Мне непонятно, почему отменили снятие номеров за ряд правонарушений, – рассуждает автомобилист Сергей Иванов. – Да, с осени прошлого года изготовить дубликат номера стало возможным в коммерческой фирме, но это стоит порядка 1500 рублей, что вкупе с штрафом в 500 рублей и необходимостью куда-то ехать за дубликатом осложнило бы тонировщикам жизнь. По сути, сейчас предлагают то же самое наказание, но уже в форме штрафа».
Свинство на колесах
Еще одна злободневная тема: автомобилисты, выбрасывающие мусор прямо из окна на проезжую часть и обочины. Вячеслав Лысаков отметил, что вопрос о введении административной ответственности за свинство за рулем назрел уже давно. И не согласиться с этим сложно. В Челябинске выброшенная на проезжую часть смятая бумажка когда-то стала причиной серьезного конфликта с дракой, травмпунктом и судебным разбирательством в итоге.
Все произошло 30 марта 2013 года. Около восьми часов вечера челябинец на Skoda Roomster стал свидетелем автомобильного свинства: на дороге сосед по потоку выбросил мусор прямо из окна. Мужчина решил вернуть пропажу неаккуратному водителю и, догнав его ИЖ, вручил ком бумаги. Молодой парень со смехом вновь выбросил его из салона. Тогда водитель Skoda снова вернул мусор в салон ИЖа и уехал. На этом история не закончилась. Обиженный ИЖ догнал и заблокировал иномарку, спустя несколько перекрестков. Сперва разговор между двумя автомобилистами протекал спокойно. Но в какой-то момент аргументы у водителя-неряхи кончились, и он пустил в ход кулаки. Результат – двусторонний перелом челюсти блюстителя чистоты.
По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью» Известно, что позже драчун приходил к пострадавшему в больницу и приносил свои извинения.
Должников-алиментщиков – лишить колес?
Эта инициатива всплывает уже на протяжении многих лет с завидным постоянством. Вот и 2015 год не стал исключением. С начала июня Госдума начала общественное обсуждение законопроекта, предлагающего лишать должников по алиментам водительских прав. Документ уже принят в первом чтении и активно готовится ко второму.
Концепция предложения следующая: долг по алиментам перевалил за десять тысяч рублей – забудь об автомобиле. До тех пор, пока ребенок не получит алиментов, за руль нельзя. Важное дополнение – если автомобиль является источником дохода и необходимым инструментом для работы должника, лишать прав его не будут. Не коснется наказание и тех, кто проживает далеко от места службы и добраться туда-обратно иначе, как на машине, не может.
По предварительной оценке судебных приставов, в случае принятия законопроекта под лишение прав могут попасть около 450 тысяч человек.
Скоростной лимит – равнение на Европу
Совет Федерации в лице сенаторов Вадима Тюльпанова и Владимира Федорова обратился премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой снизить максимально разрешенную скорость в городах России до 50 километров в час.
Ссылаясь на зарубежный опыт, инициаторы предложения настаивают, что эта мера позволит сократить количество ДТП и пострадавших. Дополнительными плюсами от нововведения могут стать снижение уровня шума и улучшение экологических показателей.
На сегодняшний день лимит в 50 км/ч действует в Австрии, Болгарии, Германии, Италии, на Кипре, в Латвии, Нидерландах, Норвегии, Польше, Словакии, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Швеции и Эстонии. А в некоторых городах автомобилисты вообще не могут передвигаться быстрее 30 км/ч.
«Только в прошлом году почти в 2млн ДТП погибли почти 27 тыс. человек, ранения получили более 251 тыс. человек, – уточняют сенаторы в своем обращении. – При этом 70% ДТП произошли в населенных пунктах и городах, в результате чего погибли 10 157 человек».
Известно, что изначально с вопросом о снижении скоростного режима в городе к сенаторам обратился глава «Союза Пешеходов» Владимир Соколов. Ранее он не раз говорил о такой необходимости и на страницах нашего сайта.
«Сейчас, если водитель сбивает пешехода даже на скорости 60 км/час, у последнего практически не остается шансов на выживание, – говорит Владимир Соколов. – Поэтому мы считаем, что в городах нужно установить лимит в 50 км/час, как во многих европейских странах. Меньше скорость – меньше тормозной путь автомобиля, а значит, водитель сможет остановить свое транспортное средство вовремя. Но даже если автомобилист все-таки сбивает человека, то последствия оказываются менее серьезными».
Но для того, чтобы мера сработала, необходимо еще и решить проблему со штрафами за превышение скорости. Сегодня административному наказанию подвергаются только автомобилисты, двигающиеся со скоростью выше 80 км/ч (штраф от 500 до 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев). По мнению Владимира Соколова эту «вилку» в 20 км/ч необходимо убирать и снижать лимит превышения, за который штраф не грозит.
«На мой взгляд, и лимита в 60 км/час более чем достаточно, если в принципе контролировать его соблюдение, – считает автомобилист Сергей Иванов. – В России складывается порочная практика, когда депутаты придумывают новые ужесточения, забывая о соблюдении старых, в результате при кажущейся строгости наших правил, на дорогах творится хаос».
Фото: Фото из архива сайта AutoСhel.ru