Будущие мотоциклисты, прежде чем получить права, должны доказать, что они этого достойны. А именно – в формате экзамена в реальных дорожных условиях показать свою физическую и психологическую готовность влиться в городской поток. Именно с таким предложением выступил заместитель председателя комиссии по общественной безопасности Общественной палаты России Дмитрий Чугунов.
Законодатель обратился в комитет Госдумы по транспорту с просьбой внести поправки и дополнить экзамен на права категории «А» (мотоциклы), «А1» (легкие мотоциклы) и «М» (мопеды и скутеры) обязательным тестом в реальных городских условиях. Напомним, сегодня для получения «корочек» на двухколесный транспорт достаточно сдать теорию и показать свои навыки вождения на специальной, изолированной от других участников движения, площадке. По мнению Чугунова, этого недостаточно – важно знать, как мотоциклист будет вести себя в потоке. Предполагается, что в случае принятия поправок, сопровождать будущего байкера во время городского этапа экзамена будут сотрудники ГИБДД – тоже на мотоциклах.
«Они должны отслеживать, какие ошибки совершает экзаменуемый и готов ли он (в том числе психологически) к передвижению на городских дорогах. Мотоцикл, мопед или скутер как средство передвижения представляет опасность как для водителя, так и для окружающих его людей и транспорта. Этот транспорт нередко разгоняется даже быстрее, чем автомобиль, но при этом водитель здесь практически не защищен, – сообщил Дмитрий Чугунов со страниц «Известий». – У железных коней нет каркаса, и шансы выжить у управляющего им гораздо меньше, чем у автолюбителей. При этом байкеры часто стремятся к бешеным скоростям, что приводит к множеству рисков».
Сами представители мотосообщества подобную инициативу поддерживают и одобряют, однако подчеркивают, что важно еще и правильно воплотить ее в жизнь.
«С одной стороны, мотоциклист показывает на автодроме именно те навыки, которые пригодятся ему на дороге. Но одно дело справиться с дорожной ситуацией на закрытой территории, и совсем другое – в реальных условиях с соседями по потоку и пешеходами. Поэтому, на мой взгляд, идея проводить экзамен в городе неплоха, – говорит мотоциклист с 10-летним стажем Сергей Пономаренко. – Только не очень понятно, как будут следить за безопасностью экзаменуемого мотоциклиста. В учебном автомобиле инструктор сидит рядом и контролирует каждое действие будущего водителя. А в критический момент может даже вмешаться. С двухколесным транспортом так не получится. Поэтому не совсем понятно, как можно грамотно и правильно организовать такой городской экзамен».
По данным ГИБДД, за май–сентябрь 2014 года на территории Российской Федерации зафиксировано более 97 тысяч аварий, в которых погибли свыше 13 тысяч человек. Причем уточняется, что каждое 11 смертельное ДТП произошло с участием водителей мотоциклов или мопедов.
С пугающим постоянством происходят аварии с участием двухколесного транспорта и в Челябинской области. Так, только за прошедшие выходные дни, с 12 и 14 июня, на Южном Урале разбились сразу несколько двухколесников. В пятницу на Тургоякском шоссе в Миассе столкнулся с автомобилем, а затем вылетел с проезжей части мотоцикл Racer. Все произошло около половины одиннадцатого утра. Водитель двухколесного транспорта перестроился прямо в ехавший слева ВАЗ-2104. Ударившись о «четверку» Racer слетел с дороги и протаранил столб. В серьезной аварии погибла 20-летняя девушка – пассажирка мотоцикла.
А в Челябинске поздно вечером 14 июня водитель двухколесного транспорта, не заметив дорожное ограждение на ремонтируемом участке дороги, протаранил его и слетел в яму. Это ДТП также унесло жизнь пассажира мотоцикла – 33-летняя женщина скончалась на месте. Самого мотоциклиста госпитализировали в тяжелом состоянии.
«Аварии с участием двухколесного транспорта несут угрозу прежде всего самим мотоциклистам и их пассажирам. При столкновении с автомобилем именно они наименее защищены от серьезных травм. Именно поэтому каждый водитель двухколесного транспорта должен позаботиться о собственной безопасности и защитить своего пассажира, – считает мотоциклист Артемий Казаков. – Защита и шлемы – обязательно. А еще неукоснительное следование ПДД и предельная внимательность по отношению к другим участникам движения. Автомобилист порой просто не замечает более резвого и «мелкого» по габаритам мотоциклиста. И об этом нужно помнить».
Фото: Фото oneinchpunch с сайта Shutterstock.com и из архива редакции