Тяжело начинать рассказ, когда главными фигурантами в нем являются 18-летний парень, который погиб в аварии с нетрезвым водителем, и его семья, потерявшая единственного ребенка. Эта история началась больше года назад и почти завершилась в зале суда Курчатовского района, где обвиняемый с улыбкой слушал вердикт судьи.
Начало заседания, на котором должны вынести приговор, запланировано на 12:00. Оно не закрыто для общественности, так что попасть сюда не составляет труда. В небольшом зале смешались родственники и друзья погибшего и подсудимого. Одни ведут себя игриво и даже дерзко, другие со слезами вспоминают юношу, который только начинал взрослую жизнь, и тот роковой день 17 августа 2014 года. Трагедия произошла на пересечении Комсомольского проспекта и улицы 40 лет Победы. По информации, поступившей от ГИБДД, водитель ВАЗ-2110 сбил велосипедиста, пересекавшего перекресток в поперечном направлении. Вскоре пострадавший скончался в больнице.
«Водитель автомобиля – мужчина 1991 года рождения – управлял транспортным средством с признаками опьянения, от прохождения освидетельствования отказался, – сообщили в Госавтоинспекции. – В отношении него составлен административный материал. За прошедшую неделю в отношении данного водителя уже составлялся материал за отказ от прохождения освидетельствования».
Вскоре в отношении водителя Николая Леонова было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 264 УК РФ. Однако в СИЗО молодого нарушителя не отправили, выпустив под подписку о невыезде. И вот настал день почти финального аккорда – судебного приговора. Почему почти? Уверены, что сторона подсудимого будет его обжаловать. За день до оглашения мы созвонились с матерью погибшего и договорились встретиться после суда. Забегая вперед, скажу, что встреча состоялась, но прошла не по намеченному плану. Родители были не в состоянии общаться. Почти полтора часа они слушали, как погиб их единственный ребенок. К сожалению, в наших судах зачитывают не только приговор, но и все показания очевидцев. Это ужасающая пытка, которую только мог придумать человек. Попробуйте представить, что у вас по кругу играет одна песня, только вместо музыки рассказ, как умирал 18-летний парень. Сможете после такого говорить?
Все это было после, а в суде происходила моральная трагедия. Пока зачитывались материалы дела, Леонов с абсолютно каменным лицом жевал жвачку. Никакого раскаяния. Видно, что его друзьям не особо интересно происходящее вокруг, они улыбаются и даже умудряются отвечать на телефонные звонки. Вскоре выясняется, что подсудимый даже не нашел времени встретиться с родителями погибшего велосипедиста. И вот начинают зачитывать травмы, которые оказались для парня смертельными. Близкие ему люди не выдерживают и начинают плакать. Жуткая картина. Из приговора выясняется, что водитель проигнорировал запрещающий сигнал светофора, а его скорость превышала 80 километров в час. В результате чего и произошло ДТП. На месте аварии Леонов вел себя неадекватно. Опытные сотрудники ГИБДД мгновенно определили, что он был нетрезв. Вот только от прохождения медицинского освидетельствования водитель отказался.
Можно ли было спасти погибшего велосипедиста? Скорее всего, нет. Рядом с местом трагедии проезжала машина скорой помощи, так что медицинская помощь была оказана в первые минуты после столкновения. А вот можно ли было избежать аварии? Суд счел, что такая возможность у Леонова имелась – будь он в трезвом состоянии и соблюдая скоростной режим. Хотя защита подсудимого пыталась доказать, что он был трезв. Говорилось и про заинтересованность сотрудников полиции, и даже просьба переквалифицировать обвинение в часть 3 статьи 264 УК РФ, по которой наказывают трезвых водителей. Однако судья не принял во внимание эти доводы.
И вот выносится наказание – шесть лет колонии общего режима. С выплатой моральной компенсации по одному миллиону рублей каждому из родителей погибшего. Мать велосипедиста заплаканными глазами смотрит на обвиняемого, а на его лице улыбка. Судья уточняет, понятен ли приговор?
«Непонятно, почему такая сумма?», – раздается со скамьи, где находится Леонов.
Чудовищно. Больше нет слов. А ведь ранее мы слышали положительные характеристики с места жительства и со школы. Интересно, что доводит хороших парней до момента, что они садятся за руль в нетрезвом состоянии? Тот, кто подписывает подобные хвалебные отзывы, в курсе, что совершил этот человек?
Леонова взяли под стражу в зале суда. Складывалось ощущение, что он был не готов к такому развитию событий. Возможно, надеялся на условный срок. Выйдя из здания суда, вижу на улице только друзей и родственников погибшего парня.
«Как так можно? Он еще и улыбался. Почему они садятся за руль в таком состоянии?» – говорит заплаканная пожилая женщина, которая подошла ко мне. На мать велосипедиста смотреть тяжело. Она подходит и просит отменить интервью.
С момента вынесения приговора проходит чуть более шести часов. Заглядываю в сводки новостей и вижу, что на проспекте Победы водитель автомобиля Mazda проигнорировал запрещающий сигнал светофора и сбил 10-летнего мальчика. Ребенок скончался на месте происшествия. К сожалению, законы нашей страны не позволяют называть таких людей убийцами, ведь умысла у них нет. Вот только применять к ним иные термины язык не поворачивается. Мы почти каждый день пишем сводку ГИБДД, которая, словно вести с войны, содержит точное количество пострадавших и погибших. Со временем обрастаешь неким коконом и спокойно относишься к смерти. Вот только подобные истории словно обухом реальности по голове. Быстро возвращают к суровой действительности.
В конце хотелось бы обратиться ко всем водителям – садитесь за руль только в трезвом состоянии. Ваша беспечность может привести к серьезным последствиям и огромным человеческим трагедиям.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com