Кузовной ремонт станет головной болью, если целью кузовщиков является не починить машину, а «напомадить». Но как выявить шарлатанов? Мы обратились к специалисту по кузовному ремонту Николаю Иванову с вопросом: по каким признакам можно «раскусить» плохой сервис и плохой ремонт, даже если на первый взгляд автомобиль выглядит лучше нового?
Проблема №1: когда мелкие дефект превращается в крупный
Не все знают, но современные методы кузовного ремонта позволяют отремонтировать небольшие повреждения так называемыми безразборными методами (локальный ремонт). Например, мелкую вмятину можно выгнуть обратно, сохранив оригинальное лакокрасочное покрытие. А дефекты покрупнее выправляют с помощью споттеров и другого специализированного оборудования.
При кажущейся простоте таких методов, они требовательны к квалификации персонала, а ошибки нередко превращают мелкую проблему в серьезную.
«Например, когда мы выгибаем поверхность с помощью специнструмента, очень важно, чтобы мастер хорошо чувствовал металл, – поясняет специалист автосервиса «Стандарт-Авто» Николай Иванов. – Если человек неопытен, на месте вмятины остается участок неровного металла, который пытаются каким-то образом замаскировать с помощью шпаклевки и окраски. Хуже того, иногда неопытные мастера прожигают споттером металл насквозь, что требует уже более основательного ремонта, а в будущем «заплатка» может стать очагом коррозии. Поэтому если вы решили делать именно локальный ремонт, убедитесь, что сервис располагает опытными мастерами с многолетним стажем работы. В данном случае кадры решают все».
Проблема №2: шпаклевка вместо металла
Точное восстановление геометрии наружных панелей – один из критериев качественного ремонта. Правда, дело достаточно сложное, ведь мастерам приходится буквально по квадратному миллиметру придавать металлу исходную форму.
Вы не задавались вопросами, почему в некоторых сервисах просят за ремонт в два раза меньше, чем в других? Одна из причин: использование для восстановление формы килограммов шпаклевки. Вместо жестянщиков над машиной работают фактически скульпторы, которые придают поверхностям форму, напоминающую оригинал.
«Это технология очень востребована в сверхдешевых сервисах, – поясняет Николай Иванов. – Разумеется, шпаклевка может использоваться и профессиональными компаниями, вопрос, скорее, в объеме и качестве. Когда на двери «висит» три килограмма шпаклевки, а металл деформирован на несколько сантиметров, после первой радости от дешевого ремонта наступит отрезвление. Шпаклевка будет отслаиваться и растрескиваться, и бывали случаи, когда клиентам приходилось делать ремонт заново».
Определить качество ремонта, кстати, можно с помощью толщиномера: прибора, который измеряет толщину неметаллического слоя. Толщиномерами часто проверяют машины потенциальные покупатели, и если они обнаружат, что «небитая, некрашеная» машина имеет под слоем лака еще несколько миллиметров шпаклевки, у них будет более чем весомый повод сбивать цену.
Проблема №3: непопадание в цвет
Не все знают, но даже с заводского конвейера сходят автомобили с разными оттенками одного цвета. Красный автомобиль, выпущенный в декабре, имеет чуть другой колер, чем такой же, выпущенный в августе. И речь не только про российские машины: оттенок цвета меняется от партии к партии, и применительно к кузовному ремонту можно считать, что оттенок любого автомобиля индивидуален.
Поэтому при перекраске элемента или его части очень важно добиться идеального совпадение цветов оригинального кузова и эмали. Для этого в серьезных компаниях работают колеровочные лаборатории, и, к слову, процесс до сих пор не автоматизирован полностью – окончательный вердикт все равно выносит специалист по колеровке.
«Большинству людей сложно при обычном освещении сразу понять, есть ли разноцветие или нет, – поясняет Николай Иванов. – Поэтому очень важно, чтобы краски были подобраны максимально точно».
Поэтому при выборе компании учитывайте, есть ли у нее колеровочный центр и насколько давно и успешно он работает.
Проблема №4: некачественная сушка
Помимо эстетической функции лакокрасочное покрытие защищает металл от воздействия внешней среды. Поэтому оно должно быть достаточно прочным и износостойким, ведь в процессе эксплуатации на него действуют температуры от -40 до +60 градусов Цельсия, изнашивает абразив, воздействуют агрессивные осадки и соли, бомбардируют мелкие камни и град.
Вы наверняка видели автомобили, кузова которых напоминают «кожу крокодила», пестрят трещинами и сколами? Это – следствие не столько даже некачественно окраски, сколько неправильной сушки.
«Всегда обращайте внимание на окрасочную камеру, – советует Николай Иванов. – Очень важно, чтобы это был профессиональный модуль, имеющий хорошую вентиляцию, систему фильтрации воздуха и сушку кузова. Если вы видите, что окрасочная камера сделана «народными методами» из профнастила, должен возникнут закономерный вопрос, каково будет качество ремонта. Типичное следствие «гаражного ремонта» – пыль на свежей краске, потому что автомобиль красили вне камеры или в самодельной камере. Для прочности лакокрасочного покрытия очень важны режимы сушки: одно дело, когда кузов равномерно нагревают до 60 градусов и выдерживают положенное время – тогда покрытие не отличается от заводского. Но если мастера используют лампы для локального нагрева, а машина стоит в проходе на сквозняке, нагрев будет неравномерный, что чревато: можно перегреть или недосушить краску. При этом велика вероятность, что покрытие растрескается уже в первые год-два эксплуатации».
Проблема №5: нарушение геометрии кузова
При средних и тяжелых ДТП, как правило, деформируется силовой каркас кузова, что требует не просто косметического ремонта, но восстановления его исходной формы. Для этого используются специальные стапели, на которых кузов «тянут», добиваясь совпадения координат ключевых точек с исходными.
Работа не только трудоемкая, но и требующая большого опыта мастеров и глубоких знаний физики процесса. Иные сервисы, не располагая нужным оборудованием или экономя на ремонте, предпочитают не выводить кузов «до миллиметра», уповая больше на внешнюю схожесть с оригиналом.
«Определить кузов с неправильной геометрией можно по косвенным признакам, – поясняет Николай Иванов. – Например, у таких машин зачастую невозможно выставить правильные значения углов установки колес (так называемый «развал-схождение»), поэтому автомобиль неустойчив на дороге, неправильно реагирует на руль, изнашивает шины. Другой признак – с трудом закрывающиеся двери и крышка багажника. При сборке автомобиля с «поведенным» кузовом мастера часто используют силовые приемы, грубо говоря, натягивая бампер на деформированную переднюю часть кузова или рассверливая посадочные места, чтобы детали подошли друг к другу. Такие детали подвергаются нерасчетным нагрузкам и обычно быстро ломаются в местах крепления».
Проще сделать, чем переделывать
«К нам всегда шел большой поток автомобилей, которые были уже «отремонтированы» в одном из автосервисов, но настолько некачественно, что нам приходилось восстанавливать их, что называется, с нуля, – поясняет Николай Иванов. – Могу сказать, что это и сложнее, и дороже для клиента, поэтому мы рекомендуем сразу обращаться в компании, которые сделают ремонт с нужным уровнем качества».
При этом дешевизна многих полупрофессиональных автосервисов иллюзорна. «Люди зачастую убеждены, что если сервис расположен в гараже или там работают гастарбайтеры, он обязательно очень дешев. Достаточно сравнить наши расценки с другими сервисами, чтобы понять – это не так. Мы работаем на рынке более десяти лет и являемся достаточно крупным автосервисом, что позволяет удерживать конкурентоспособные цены не за счет экономии на качестве, а благодаря быстрой работе и возможности обслуживать большое количество клиентов. Мы даем гарантию на все работы на срок до двух лет».
Дорого ли стоит кузовной ремонт? Современные технологии позволяют обойтись минимальными затратами, и в компании «Стандарт-Авто» окраска одного элемента стоит от 5 000 рублей, а если требуется лишь локальный ремонт – от 3 500 рублей.
Основа любого кузовного центра – это профессиональное оборудование и опытные специалисты. Отсутствие любого компонента (тем более двух) почти гарантированно приведет к тому, что ремонт рано или поздно даст о себе знать в виде трескающейся краски или существенного падения цены автомобиля при попытках его продать.
«Нам бы очень хотелось, чтобы люди начали относиться к выбору кузовного цеха осознанно, – говорит Николай Иванов. – Конечно, для большинства автолюбителей все они похожи, и все-таки постарайтесь обращать внимание на детали. Например, мы используем две итальянские окрасочные камеры «Нова Верта» и профессиональные стенды для вытяжки кузовов. Большой опыт работы позволил нам сформировать команду мастеров, которые могут выполнить операцию любого уровня сложности, начиная от локального ремонта и до полного восстановления кузова».
По любым вопросам, связанным с кузовным ремонтом, вы можете напрямую обращаться в компанию «Стандарт-Авто»: здесь вас проконсультируют о методах и стоимости ремонта, а также предложат оптимальные условия.
Внимание!
До 1 декабря 2015 года при обращении в компанию «Стандарт-Авто» мойка кузова и полировка фар бесплатно. Подробнее о компании – на сайте.
Примеры работ компании «Стандарт-Авто»
Фото: Фото Олега Каргаполова и компании «Стандарт-Авто»