С 2016 года в Челябинской области вводится запрет на работу мигрантов в пассажирских перевозках. Соответствующий указ подписал исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Евгений Редин. Что все это значит, кому именно нельзя работать и не останемся ли мы без «любимых» маршруток – разберемся в материале Autochel.ru.
Документ был обнародован вчера, 26 ноября, на официальном сайте правительства Челябинской области. Речь в нем идет о водителях автобусов, маршруток и легковых такси, которые осуществляют трудовую деятельность на основании патентов. Начиная с 1 января 2016 года они не смогут больше сесть за руль и развозить жителей области по местам назначения. Запрет коснется всех пассажироперевозок – внутригородских, пригородных и междугородных.
«Хозяйствующим субъектам в порядке, установленном трудовым законодательством, необходимо привести численность используемых иностранных работников в соответствие с настоящим постановлением», – говорится в документе.
Здесь надо понимать, что паника горожан и мнение вроде «мы останемся без транспорта» основаны на убеждении, что подавляющее большинство тех же маршрутчиков – именно мигранты. Невольно вспоминается случай, произошедший в этой осенью в Челябинске.
Курбан-байрам – исламский праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам. При праздновании мусульмане совершают полное омовение и надевают чистую и праздничную одежду. В мечетях в этот день совершается праздничная молитва, после которой читается проповедь.
24 сентября в связи с празднованием Курбан-байрама в рейс, по данным городского управления транспорта, не вышли порядка 40% маршруток. А 17-18 июля, когда мусульмане отмечали Ураза-байрам, на линию в Челябинске не вышли с утра порядка 200 микроавтобусов.
Вывод, который напрашивается у большинства, – как минимум 40% маршрутчиков являются мигрантами. Но это не совсем так. Во-первых, многие водители пассажирского транспорта, являющиеся уроженцами стран ближнего зарубежья, все-таки россияне с гражданством и соответствующими документами. А значит, мигрантами они не являются и при наличии водительских прав нужной категории могут работать на пассажирском транспорте. Кроме того, далеко не все мигранты работают по патентам, о которых идет речь в постановлении губернатора Челябинской области. Руководитель проекта «Маршрутка74» Денис Джафаров объяснил нам, на кого именно распространится запрет на работу: «Мигрантов можно условно разделить на три группы. Первая группа – постоянно проживающие, которые имеют вид на жительство. Дается он на пять лет, и в течение этого времени они могут работать без патента на всей территории России. Вторая группа – временно проживающие. Разрешение дается сроком на три года. Работать в течение этого времени также могут без патента, но только в том регионе, где было выдано разрешение, – рассказал Денис Джафаров. – И, наконец, третья группа – это временно пребывающие на территории России. Именно они работают по патентам, и именно на них распространится запрет».
Денис Джафаров также отметил, что временно пребывающие в стране мигранты составляют порядка 20-30% от общего числа водителей пассажирского транспорта в Челябинске, поэтому особых проблем или дефицита маршруток с введением запрета на их работу возникнуть не должно: «Конечно, на некоторых рейсах это будет ощущаться, но, думаю, в течение нескольких месяцев 2016 года все стабилизируется и их место займут граждане Российской Федерации или приезжие, которые имеют право работать, – добавил Денис.
Затрагивая тему маршрутных такси в Челябинске, нельзя обойти стороной стереотип «водитель-мигрант не знает наших правил и постоянно нарушает». Такое мнение действительно распространено. Но так ли это на самом деле? Добросовестный перевозчик не нанимает на работу безграмотного водителя, какой бы национальности он ни был. И, как показывает практика, грешат нарушением ПДД и приезжие, и коренные россияне.
«Прав, как и своей машины, у меня нет. И потому на маршрутках приходится передвигаться регулярно и часто. И я не могу сказать, что водители-иностранцы нарушают больше, – поделилась своим мнением челябинка Ирина Погодина. – И наши тоже гоняют. Повально все в час-пик забивают свою маршрутку до предела. Все меняют маршрут из-за пробок. Многие нарушают рядность. Думаю, нет здесь связи с национальностью водителя. Скорее банальные спешка, невнимательность или безответственность, которые могут быть присущи каждому человеку, а не только водителю».
Между тем, по данным проекта «Маршрутка74», в список основных недовольств и жалоб пассажиров входят: хамство и неподобающее поведение водителей, а также долгие интервалы движения пассажирского транспорта на определенных направлениях. Реже поступают жалобы на грязь в салоне или отсутствие той или иной информации в салоне такси или снаружи – на самом транспортном средстве.
Фото: Фото Олега Каргаполова