
В номере «Российской газеты» за 2 марта 2016 года появилась статья, в которой со ссылкой на неких экспертов-анонимов утверждается, что дистанция до впереди идущего автомобиля должна равняться пути автомобиля за 3 секунды, и дается расчет:
– одна секунда необходима водителю, чтобы успеть отреагировать на ситуацию;
– вторая – для переноса ноги с педали газа на тормоз;
– третья секунда позволит не остановиться в одной точке с другим автомобилем.
К мнению экспертов, утверждающих, что на перенос ноги с педали акселератора на педаль тормоза необходима целая секунда, я бы относился весь осторожно.
Чтобы не быть голословным, откроем «Методические рекомендации по использованию в экспертной практике экспериментально-расчетных значений времени реакции водителя». Рекомендации подготовлены Ю.Б. Суворовым (ВНИИСЭ) и одобрены Научно-методическим советом по судебной автотехнической экспертизе при ВНИИСЭ МЮ СССР 20.11.1986 и введены в действие с 01.01.1988 г.
Читаем: «Моторный компонент времени реакции водителя (например, время переноса ноги с педали акселератора на педаль тормоза) включается в общее время реакции. Его величина, соответствующая 95%-му уровню обеспеченности, согласно исследованию Р.Т. Мушегяна, составляет примерно 0,25 с».
Становится понятным, что ни о какой отдельной второй секунде для переноса водителем ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза не требуется. Да, и элементарный пересчет дает неутешительный прогноз: с разрешенной максимальной скоростью в населенном пункте 60 км/ч (16,7 м/с) безопасная дистанция, соответствующая трем секундам, – 50 метров. Интересно, насколько упадет пропускная способность дорог, если лозунг ГАИ «Даешь три секунды!» победит?
А что нам говорит наука?
Согласно упомянутым рекомендациям, в общем случае время реакции водителя уходит на то, чтобы водитель увидел опасность, осознал ее, принял решение, нервный импульс добежал от мозга до ноги, нога переместилась с педали акселератора на педаль тормоза, и свободный ход педали тормоза был бы выбран.
Именно после этих манипуляций водителя начинает реагировать «железо», то есть начинается сработка тормозов.
Условно весь остановочный путь можно представить следующей иллюстрацией.

Откроем «Словарь основных терминов судебной автотехнической экспертизы» ВНИИ судебных экспертиз Министерства юстиции СССР, Москва, 1988 г.: «Безопасная дистанция (в конкретной дорожно-транспортной ситуации) – расстояние между следующими с одинаковыми скоростями в попутном направлении транспортными средствами, позволяющее водителю заднего транспортного средства предотвратить столкновение в случае внезапного торможения переднего в данной дорожно-транспортной ситуации. При этом предполагается применение водителем таких приемов управления, которые в конкретной дорожной обстановке сами по себе не должны привести к возникновению опасности для движения (например, к потере управления в результате заноса, выезду в опасном направлении). Безопасная дистанция не исключает возможность столкновения при внезапной остановке впереди идущего транспортного средства, например, наезда на препятствие».
Другими словами, если впереди идущий тормозит, пускай и экстренно, он не останавливается мгновенно, и его остановочный путь учитывается водителем заднего автомобиля при выборе безопасной дистанции.
Итак, два автомобиля движутся друг за другом. Водитель второго держит дистанцию, которой ему с запасом хватит, чтобы сначала среагировать на вспыхнувшие стоп-сигналы впередиидущего, и после нажатия на педаль тормоза выбрать зазоры в тормозных механизмах. И затем два автомобиля будут тормозить параллельно, и задний просто не успеет догнать переднего.

Отмечаю, что среднее время реакции для обычного водителя в обычной городской обстановке лежит в диапазоне 0,8-1,2 с.
Время сработки тормозов нового современного автомобиля составляет 0,05 с, но не все автомобили, бегающие по дорогам, новые. Приведенный диапазон 0,1-0,4 с универсален.
Таким образом, указанные максимальное время сработки тормозов (0,4 с) и время реакции водителя (1,6 с) более чем достаточны для обычных условий. И они взяты лишь для того, чтобы привести время для расчета безопасной дистанции к двум секундам. Просто человек доли секунды ощутить не может, а две секунды – запросто.
Как это работает?
Засекаете какой-нибудь ориентир (разметка, столбик, камешек, деревце, кустик), который появляется на дороге из-под впереди идущего автомобиля или сбоку от него, и отсчитываете количество секунд до момента, когда передний бампер вашего автомобиля поравняется с этим ориентиром.
Считаем не раз-два (так тяжело уловить секунды), а 221, 222. Если до 222 досчитать не успели – дистанция маленькая. Успели – дистанции достаточно.
Приведенный расчет взят из билетов ГАИ, разработанных специалистами ГИБДД.
Из всего вышесказанного я делаю вывод, что аноним, выступивший в «Российской газете», книжек по автомобильной экспертизе не читал и экзамен на получение водительского удостоверения не сдавал.
Возможно, информация взята из зарубежных исследований. Предполагаю, что для забугорных многополосных автобанов, где скорости далеко за сотню, – нормальное явление, и скорость потока в 130 км/ч не вызывает удивления, дистанция в «три секунды» будет актуальной.
Доля многополосных дорог в России не превышает 4%. За городом разрешенная максимальная скорость – 90 км/ч, или 25 м/с. Если выходить на обгон за 75 метров (25 м/с * 3 с), то дистанция «три секунды» скорей приведет к обратному эффекту – безопасность снизится.
Почему я еще против трех секунд? Потому что существует баланс между необходимостью перемещать грузы и пассажиров и безопасностью. Мы построили автомобильную цивилизацию. Без автомобиля мы существовать не можем. Управление автомобилем – это всегда потенциальный риск. Но нельзя спекулировать на безопасности, доводя ситуацию до абсурда. С потолка можно взять не только три секунды, но и пять, и десять, и затем до бесконечности мусолить тему. Ситуацию хорошо иллюстрирует афоризм «философию я не знаю, но пофилософствовать люблю».
Год назад в статье про «личное пространство» я говорил, что для соблюдения безопасной дистанции гораздо важнее осознать, кто есть водитель? Особь, охраняющая свое личное пространство, или человек, заботящийся о своей безопасности? Если вы сосредоточились на охране личного пространства, то вы, подвергая себя опасности, автоматически будете держать маленькую дистанцию до впередиидущего, чтобы в него никто не вторгся. Если вы остаетесь человеком, то дистанцию будете держать безопасную, но потеряете контроль над личным пространством. Выбирайте.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора