В неприятную и странную ситуацию попал челябинец Вадим Белов (фамилия изменена). Купив подержанный автомобиль у дилера, он столкнулся с серьезными проблемами во время постановки на учет. Сейчас автомобиль не только оказался «мертвым грузом» для своего хозяина, но и попал в базу данных ГИБДД как разыскиваемый.
В феврале этого года Вадим приобрел трехлетний Land Rover Freelander, сданный ранее по программе Trade-in в один из официальных дилерских центров. До этого кроссовер был во владении у единственного хозяина.
Особенных оснований подозревать его в криминальном прошлом нет. Так, прошлый хозяин приобрел автомобиль у дилера и продавал потом через дилерский центр. Вроде бы, машина чистая – чего бояться?
И вот спустя пять дней после покупки Вадим отправился в МРЭО ставить авто на учет. Во время сверки номеров инспектор регистрационного подразделения попросил мужчину выехать из очереди – «автомобиль вызывает подозрения». Причем что именно насторожило – не уточняется до сих пор. В бумаге, лишенной каких либо подписей, печатей и даже даты, стоит весьма туманная пометка: «Обозначение номера кузова отлично от ранее осмотренных».
«Я несколько раз попросил объяснить мне, что именно не так с номером. Предлагал им открыть багажник и показать номер кузова – он расположен за запаской на полу кузова – меня слушать не стали, сразу направили в другой кабинет, – рассказывает Вадим. – И там же у меня по протоколу был изъят ПТС. Затем меня хотели задержать, но поскольку все это время я был на телефоне – звонил по телефону доверия, дежурному по городу, пытался что-то предпринять и узнать, они от этой идеи отказались. Отпустили и попросили приехать самостоятельно в отдел полиции по Ленинскому району Челябинска и дать показания».
Позже дознаватель связался с Вадимом по телефону и сообщил, что автомобилю назначена химическая экспертиза VIN-номера на подлинность. Однако основания для ее проведения не названы ни в устной, ни в письменной форме.
«Со мной обращались там, как с угонщиком», – поясняет Вадим, до сих пор не понимающий суть проблемы с его машиной.
В итоге Вадим отказался от поездки к дознавателю, после чего его Land Rover попал в базу данных ГИБДД как разыскиваемый с наложением ограничения на регистрационные действия.
Мы лично встретились с Вадимом и посмотрели на многострадальный Land Rover. Автомобиль грустно и без дела стоит на одной из стоянок города. Заглянули мы и в багажник – посмотреть на тот самый VIN. Отметим, что специалистами в данном вопросе нас назвать сложно, однако каких-либо откровенных следов подделки мы не заметили.
Делать химическую экспертизу Вадим Белов не хочет по понятной причине: это по сути «разрушающий» метод. Да, в случае, если машина чиста, Вадим сможет поставить ее на учет, но следы травления останутся на VIN. Соответственно, в дальнейшем при снятии и постановке на учет (например, при перепродаже) снова могут возникнуть проблемы и вопросы все у тех же инспекторов МРЭО на этапе сверки.
Сейчас ситуация представляется тупиковой: машина с запретом на регистрационные действия, в розыске, стоит мертвым грузом на парковке. Что делать? Вадим обращался уже везде: в УСБ, прокуратуру, несколько раз был на приемах в ГИБДД, звонил российским представителям автокомпании Land Rover и даже пытался пробиться со своим сообщением на прямую линию с президентом РФ Владимиром Путиным. Какого-либо внятного ответа или решения нет до сих пор. А между тем с момента попытки поставить машину на учет прошло уже два месяца.
Мы спросили мнение о сложившейся ситуации у автоюриста организации Vserazrulim Льва Воропаева. И, к сожалению, множества вариантов развития событий он здесь не усмотрел: «Судя по всему, предполагается, что VIN был изменен какими-то кустарными способами. И в ходе назначенной экспертизы эксперт будет различными способами это выявлять, в том числе и с помощью химических препаратов. Скорее всего, избежать этого не получится, в противном случае машину невозможно будет поставить на учет или расторгнуть договор купли-продажи с дилером в судебном порядке, – говорит автоюрист. – Добавлю, что после химической экспертизы необходимо настаивать, чтобы информация об этом была внесена в ПТС – в графе “особые отметки” зафиксированы все следы и отметины, которые могли появиться в результате исследования. Ну и приложить фотокопию отчета по экспертизе».
При этом Лев Воропаев отмечает, что предположение сотрудника ГИБДД при сверке номеров весьма субъективно – на глаз невозможно точно определить, имела ли место какая-то фальсификация номера. Да и нормативных актов, которые оговаривали бы признаки изменения VIN, нет. То есть одного подозрения достаточно для инициации проверки, хотя здесь, судя по всему, открывается большое поле для злоупотреблений.
«Если инспектор посчитает, что экспертизу надо делать, то ее придется делать. К сожалению, иного пути нет. Но отмечу, что при этом инспектор должен вынести определение назначению экспертизы, обозначить четкие вопросы к эксперту, ознакомить со всем этим собственника автомобиля, предложить ему составить свои вопросы или внести коррективы. Только после этого определение направляется эксперту и проводится исследование, – добавляет автоюрист. – Все это может сделать также и дознаватель в рамках доследственной проверки. К слову, есть шанс, что именно он может посчитать, что необходимости для проведения химической экспертизы нет. Но такое, в сожалению, маловероятно».
Добавим, что редакция сайта AutoСhel.ru направила в ГИБДД области просьбу разъяснить данную ситуацию, а также рассказать о признаках, по которым инспектор МРЭО выявляет подозрительную машину. На момент подготовки материала комментария не поступило. По многочисленным просьбам и обращениям хозяина Land Rover Вадима Белова инициирована прокурорская проверка. На данный момент результаты неизвестны.
Не исключено, что автомобили Land Rover и Range Rover находятся на особом контроле ГИБДД из-за волны краж этих машин в прошлые годы: в Челябинской области марка относится к одной из самых угоняемых.
В целом, после общения с представителями дилерского сообщества и правоохранительных органов, у нас сложилось следующее впечатление о данной ситуации (возможно, ошибочное, но все-таки). Автомобили угоняемых марок при постановке на учет проверяют более тщательно, и требование о дополнительной их проверке не является сенсационным – на него нужно реагировать спокойно. Как пояснили наши источники, проверка производится на основе анализа документов и не связана с разрушением VIN-номера, а длится, как правило, в течение десяти дней, после чего владелец спокойно ставит машину на учет. В какой-то мере данная процедура – в интересах самого владельца, поскольку позволяет убедиться в чистоте машины, а в случае любых проблем – иметь официальные основания для ее возврата дилеру. В описанной ситуации, судя по всему, резкий отказ владельца Land Rover от экспертизы вызвал подозрения сотрудников МРЭО. При этом остается неясным, почему они не заполнили все бумаги, не оставили подписей на документе, ставшим основанием для отказа в регистрации, и почему не объяснили Вадиму внятно причину своих решительных действий. Неясным остаются и основания, которых достаточно инспектору для возбуждения полноценной проверки автомобиля – наш письменный запрос в ГИБДД остался без ответа.
AutoСhel.ru будет следить за развитием непростой ситуации.
UPD: уже после того, как материал был подготовлен, Land Rover сняли с розыска. Сам Вадим Белов расценивает это как первую победу.
Фото: Фото Артема Краснова