Пять часов утра. У заветных дверей уже очередь из 12 человек. С каждой минутой толпа увеличивается. 8:00 – перекличка. Народу уже 50 человек. Обстановка накалена, очередь нервничает, даже на проходящих мимо смотрят агрессивно – вдруг и они сейчас влезут в строй. Что это? Это всего лишь добросовестные автомобилисты пытаются оформить полис обязательного страхования. Коллапс ОСАГО продолжается?
Декларации и реальность
Уже давно не новость, что Челябинская область является одной из самый проблемных по доступности ОСАГО. Почему? В Российском союзе автостраховщиков (РСА) это объясняют чрезмерной активностью и «зубастостью» местных автоюристов, а также дефицитом бланков. Чтобы хоть как-то разрешить проблему, еще в конце мая были утверждены принципы работы системы по повышению доступности услуги ОСАГО в проблемных регионах.
«Изначально в перечень таких регионов входили Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области. Теперь к ним решено присоединить Челябинскую и Мурманскую области, – сообщил президент РСА и Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. – В течение июня увеличится и число точек продаж и количество продавцов полисов ОСАГО, что приведет к снижению напряженности на этих территориях».
Июнь на исходе. Заметили челябинцы хоть какие-то улучшения? Судя по многочисленным отзывам – не особо.
«Регулярно бываю в здании, где находится офис страховой компании “ЮЖурал-Аско”.Толпа желающих купить ОСАГО собирается примерно с семи утра, ведут себя в целом мирно, – рассказал нам челябинец Алексей Жданов. – Как я понимаю, они сначала получают талоны, а потом, с открытием офиса, их вызывают пофамильно для оформления. Количество желающих не становится меньше, и, чисто визуально, в очереди чуть ли не каждый день собираются порядка 50-100 человек».
Между тем в РСА отмечают, что подвижки к лучшему у нас все-таки есть. По их данным, с тех пор, как была запущена система по повышению доступности услуги обязательного автострахования, за две недели в проблемных регионах продажи полисов ОСАГО выросли на 12-27%.
«При этом ряд компаний увеличил продажи в 5-8 раз», – отметили в РСА.
Если говорить о конкретных цифрах, то в Челябинской области прирост составил 12% – за две недели июня было заключено 36 762 договора по ОСАГО против 32 950 майских.
«Проблемы с доступностью полисов ОСАГО пока сохраняются. Причина, в основном, все та же – сокращение филиальных сетей многих страховых компаний, занимающихся данным видом страхования, из-за его убыточности в Челябинской области, – сообщил начальник отдела маркетинга ООО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» Александр Ромашов. – Сейчас всем страховым компаниям-членам РСА в рамках системы повышения доступности ОСАГО рекомендовано увеличить объемы продаж в наиболее проблемных регионах. Кроме того, определено дополнительное количество полисов, которые они обязаны заключить. Хотя в Челябинской области дополнительных требований для нас не предусмотрено (ЮЖУРАЛ-АСКО уже занимает здесь около 50% рынка ОСАГО), мы, к примеру, в отделе по обслуживанию клиентов центрального офиса уже начали продажу полисов тех страховых компаний, которые получили квоты на наш регион, но, поскольку никогда не были представлены здесь, обратились с просьбой продавать свои полисы в нашей сети».
Где купить ОСАГО в Челябинске?
Так может не все так плохо, и челябинцы просто по старой памяти идут в одну и ту же СК, не зная о том, что полис можно приобрести и в других точках? Отсюда и нервы, и талоны, и очереди с дефицитом полисов? Подтверждают такую версию даже некоторые южноуральские автомобилисты:
«Позавчера оформляла ОСАГО и каско в “Ресо-гарантия”. У них сменилась политика относительно ОСАГО. Бланков море – несколько дней, как получили из Москвы», – пишет челябинка Галина.
Чтобы разобраться в ситуации, под видом клиентов мы позвонили в несколько челябинских офисов страховых компаний и узнали, можем ли мы в срочном порядке оформить у них ОСАГО. И вот что в итоге вышло. В компании «Согласие» нам сообщили, что день в день полис получить вряд ли получится –есть очереди. Предложили подъехать, оставить заявление и подождать несколько дней. На вопрос, сколько именно придется ждать, пообещали – уже послезавтра полис будет у нас. В «Ресо-гарантия» ситуация лучше: как только консультант услышал, что полис нужен срочно, он сообщил, что подъехать можно прямо сейчас и, если все документы в порядке и в наличии, до закрытия офиса (18:00) сделать мы все успеем. На вопрос, есть ли очереди, был дан честный ответ: «Небольшие есть, но полисы в наличии, и ждать долго не придется». В «РОСГОССТРАХе» также предложили приехать сразу и заверили – до конца рабочего дня ОСАГО сделать мы успеем.
Обратились мы в несколько страховых компаний и за официальными комментариями. На момент подготовки материала, получить ответ удалось только от СК «АльфаСтрахование».
«С введением системы повышения доступности ОСАГО в проблемных регионах работа компании в Челябинской области никак не изменилась – мы работаем в обычном режиме, обслуживаем клиентов, – сообщили нам в компании “АльфаСтрахование”. – Расширение сети точек продаж пока не планируется – связано это со сложной экономической ситуацией в регионе. Однако отметим, что дефицита полисов, равно как и большого наплыва клиентов и образования очередей у нас нет».
Делитесь своим опытом приобретения полисов ОСАГО в комментариях – с чем пришлось столкнуться при страховании, нарывались ли вы на очереди, сталкивались ли с навязыванием допуслуг?
Фото: Фото пользователя сайта 74.ru