«Паркон» все активнее отлавливает нарушителей парковки в Челябинске, однако водители не понимают, где и как им можно парковаться. В нашу редакцию обратились сразу несколько автомобилистов, недовольных приветом от «Паркона». Подробно рассматриваем каждую ситуацию, а также разъясняем правила парковки и принцип действия автоматического фиксатора нарушений «Паркон».
Инициатор обращения Наталья на своей странице в соцсети пишет: «Дорогие челябинские автомобилисты! Государство приготовило нам еще один подарок. К автоматическим штрафам за стоп-линию (800 руб), за превышение скорости (500 рублей) добавился штраф за “нарушение правил парковки”, и составляет он 1500 рублей. Если вы думаете, что вы чрезвычайно законопослушны и не нарушаете ПДД, вы заблуждаетесь. Сегодня мне показали штрафы из разных точек города. В двух случаях есть локальное расширение проезжей части – карман, в котором все и паркуются, причем паркуются годами возле своих офисов. В обоих местах наблюдается дефицит парковочных мест и припарковаться абсолютно более негде, и в обоих местах машины абсолютно не мешают движению. Такие штрафы выписывается с помощью системы “Паркон”, которой оснащены автомобили с надписью “Мобильный видеоконтроль”. Подъезжают к офисным зданиям и снимают все подряд автомобили».
Суть претензий ясна – есть карман, позволяющий оставить автомобиль вне «основных» полос движения. И тем не менее «Паркон» выписывает штрафы припаркованным там машинам, но за что? Разберем по порядку.
Дело в том, что карман карману рознь. Если он является прилегающей территорией или обозначен знаком 6.4 «Парковочное место», то останавливаться можно даже при наличии знака 3.27 «Остановка запрещена», поскольку в этом случае вы не занимаете проезжую часть. Однако если местное уширение является дополнительной полосой для остановки маршрутного транспорта, для поворотов или разгонной полосой – действие знака 3.27 распространяется и на нее. Проиллюстрируем на примерах.
Беда на Победе
Первый «опальный» адрес – на проспекте Победы рядом с пересечением со Свердловским проспектом.
На первых двух фото – знак 3.27 «Остановка запрещена». Затем запечатлен автомобиль-нарушитель на местном уширении дороги. По мнению автомобилиста, карман здесь для того и существует – машины парковать. Однако если разобрать ситуацию досконально, придет понимание – такое мнение ошибочно. Разглядеть данный участок дороги нам помог сервис Google.Maps.
Очевидно, что это не карман для парковки, а дополнительная полоса движения: об этом говорят отсутствие знаков и соответствующая разметка – прерывистая линия. А поскольку это элемент проезжей части, действие знака «Остановка запрещена» на нее распространяется. Даже в случаях, когда дополнительная полоса движения конечна и напоминает очень длинный «карман». Так что в данном случае привет от «Паркона» вполне справедлив.
Кривой карман на Сони Кривой
Следующее постановление, вызвавшее негодование у автомобилиста, было выписано за парковку возле офисного здания на улице Сони Кривой – недалеко от пересечения с улицей Энтузиастов.
Здесь ситуация немного хитрее. И, забегая вперед, резюмируем – тут все дело опять же оказалось в невнимательности автомобилиста, в ложной уверенности, что встает он там, где можно и нужно.
Судя по фото с нарушением, автомобиль стоит как раз на полосе движения. Так что и тут обиды на «Паркон» излишни. Правда, не все согласны с таким мнением, в частности, инициатор нашей публикации Наталья прокомментировала наше заключение следующим образом:
«Вы, может, технически-юридически и правы, только в городе проблемы с парковками. Ставить машины некуда. НЕКУДА Людям Ставить Автомобили. И в указанных местах они никому не мешали. И если штрафы с камер за стоп-линию и скорость имеют под собой какой-то дисциплинирующий смысл, то “Парконы” – это только чес денег. Ничего более. При паршивом состоянии дорог, когда люди оставляют в ямах подвески, когда “Южуралмост” вкупе с “Южуралавтобаном” получают миллиардные транши на ремонт дорог, а делается мало и некачественно, и к выборам – ваша сугубо техническая позиция по правоте “Парконов” вызывает у меня некоторое недоумение»..
Что ж, такая точка зрения также имеет право на существование. Думаем, что многие водители, которые испытывают трудности с парковкой, ее разделяют. Однако подчеркнем – с точки зрения ПДД тут все честно и справедливо.
Дом печати
Последняя ситуация, которую мы разберем в рамках данного материала, еще более интересна. Признаться, мы и сами изначально восприняли ее, как ошибку «Паркона». Итак, место действия – «Дом Печати» на улице Коммуны.
На втором снимке видно – автомобиль стоит прямо под знаком «Парковка». За что же тогда штраф? И снова все понять и выяснить помогли панорамные карты города.
Так что и здесь «Паркон» полномочий не превысил, как могло бы показаться на первый взгляд.
Где можно парковаться?
Автомобилисты не всегда понимают, где и как им запарковаться, чтобы при этом и правил не нарушить. В частности, как отличить локальные уширения проезжей части от парковочных карманов?
Автоюрист Юрий Панченко пояснил проблему следующим образом: «Что в городе, что на трассе уширения проезжей части должны обозначаться соответствующими знаками (5.15.4–5.15.5), равно как знаками обозначаются и парковочные места (6.4.). Поэтому не оставляйте машину на дополнительной полосе вместо парковочного кармана».
Все вроде бы просто и понятно. Но в наших реалиях знаков порой попросту нет. Как быть тогда?
Если между уширением и основной проезжей частью есть прерывистая разметка, то речь о дополнительной полосе, на которую распространяется действие знака 3.27. Причем прерывистая разметка может быть разных типов, в том числе «жирная», которой обозначаются полосы для разгона/торможения. Сплошная линия у края проезжей части обозначает обочину и запрещает выезд на нее.
А вот парковочные карманы либо не обозначаются разметкой, либо отделены от основной проезжей части бордюрным камнем (выложены плиткой).
Еще один косвенный признак того, что перед вами парковочное место – сравнительно небольшое пространство для автомобилей. Если в карман перед каким-либо учреждением войдут максимум две-три машины, скорее всего, он для того и предназначается.
А вообще, внимательно смотрите на знаки и разметку. И не забывайте ознакомиться с информационными табличками, подсказывающими, какая парковка должна быть на данном конкретном месте – параллельная, перпендикулярная или под углом.
Справка: что такое «Паркон» и как он работает
Разъяснил нам принцип действия системы «Паркон» начальник центра автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области Андрей Смирнов: «“Паркон” – это мобильный комплекс, который соответствующе сертифицирован и внесен в Госреестр как средство единого измерения. Работает он в автоматическом режиме, – говорит Андрей Смирнов. – Есть программное обеспечение, которое устанавливается на рабочее место сотрудника полиции, и есть база-прибор, которая крепится на транспортном средстве. Изначально человек с данным мобильным устройством, снабженными системами позиционирования (GPS), проезжает определенные участки города. Информация о местах, где, в соответствии со знаками и разметкой, парковка и стоянка запрещены, закреплена в базе данных прибора.
Если “Паркон” фиксирует на таком участке автомобиль, он распознает и запоминает его государственный регистрационный знак. При этом мимо одного и того же места автомобиль с “Парконом” проезжает два раза, с промежутком времени более пяти минут – поскольку в ПДД сказано, что стоянка транспортного средства считается таковой, если автомобиль стоит на месте более пяти минут. Если одна и та же машина попадется дважды при проезде одного и того же места – прибор запомнит ее как нарушителя. В конце рабочей смены данные, собранные “Парконом”, передаются в центр автоматической фиксации административных правонарушений. После всех проверок с помощью специального программного обеспечения, материалы поступают инспектору по исполнению административного законодательства. Он, в свою очередь, сверяет марку автомобиля, проверяет правильность распознавания государственного регистрационного знака и, после подтверждения, выносит постановление о правонарушении».
Подробности с маршрута смотрите в нашем видеосюжете.
Фото: Фото предоставлены пользователями сайта Autochel.ru и с сервиса Google.Maps, видео и монтаж Павла Васильева