По данным газеты «Коммерсант», программы утилизации и трейд-ина являются основными «кандидатами на вылет» в рамках дискуссии о поддержке автопрома в 2017 году. Обе программы субсидируются государством и позволяют покупателю нового авто российской сборки получить скидку в 40-50 тысяч рублей (для грузовиков и внедорожников – больше) в случае утилизации старой машины или приобретения автомобиля по программе трейд-ин.
Подобные программы впервые использовались во время кризиса 2008-2009 годов, однако в 2014 году из-за угрозы резкого рыночного спада были возобновлены. Ранее сообщалось, что к господдержке прибегают около половины всех покупателей новых автомобилей в России, поэтому эксперты прогнозируют существенный рыночный спад в случае отмены программ.
Между тем у экспертов есть сомнения в их долгосрочной эффективности, в частности, упоминается общемировой опыт, согласно которому подобные стимулы перестают работать на третий год. Критики искусственной поддержки рынка отмечают также, что она не приводит к увеличению продаж на «длинном плече», а лишь провоцирует на сиюминутную покупку тех, кто все равно бы приобрел автомобиль в обозримом будущем.
Программы утилизации и трейд-ин обходились казне по 22,5 млрд рублей, и защитники подобных мер настаивают, что общий эффект от сбора налогов и других платежей превосходит государственные затраты. Кроме того, программы позволяют поддержать производство на территории страны, которое рискует упасть ниже уровня, при котором деятельность предприятий оправдана.
При этом в правительстве утверждают, что окончательное решение будет принято в октябре-ноябре.