В 2017 году начнет работу программа «Первый автомобиль», которая предполагает скидки до 60 тысяч рублей для покупателей младше 30 лет, которые приобретают машину впервые. Правительство надеется переломить традицию, согласно которой на роль первой обычно выбирают подержанку. А есть среди нас те, кто начинал водить на новой машине?
Программа ограничивает сумму покупки 800 тысячами рублей, и автомобиль, естественно, должен быть собран на территории России. Под критерии попадают все мейнстримовые «Лады», Hyundai Solaris, KIA Rio, VW Polo, Renault Logan, Duster и так далее. И что-то мне подсказывает, что переломить тренд удастся едва ли.
Моей первой машиной была вазовская «шестерка» 8-летнего возраста, которую я в первый же день владения поцарапал о ворота гаража. Впрочем, я почти не расстроился и не стал ремонтировать царапину, которая напоминала мне о том, что я еще зелен и не должен переоценивать свои скиллы. Позже я наставил ей еще несколько ссадин помельче, причем иногда в совершенно глупых ситуациях: например, как-то выезжал из гаража, приоткрыв дверь для лучшей видимости, и угодил ее торцом в проем двери. Дверь после этого стала плохо закрываться, но плоскогубцы и немного грубой силы позволили не думать об этом слишком долго.
Наверное, неправильно равнять всех по себе. Может быть, кому-то повезло с инструктором или он вырос в автомобильной семье, поэтому к моменту покупки имеет хороший накат и иммунитет от тупых ошибок. Однако интуиция подсказывает мне, что единственная прививка от глупостей – это опыт.
Лично мне претит парадоксальная стоимость ремонта современных автомобилей при мелких авариях. Новичок не должен садиться за руль с настроем, что он может разбить машину до конструктивной гибели, однако небольшие инциденты в первые месяцы и даже годы вполне вероятны. И если та же «шестерка» прощала многое, то иномарка класса Hyundai Solaris может наказать рублем тысяч на 20-30 просто за неудачную парковку. Особенно если владелец щепетилен и мечтает, чтобы новый автомобиль выглядел новым как можно дольше.
Может быть, новая машина дисциплинирует и снижает риск аварии в принципе? Современная иномарка как минимум проще в управлении той же «шестерки», а за счет гаджетов, вроде парктроника, способна облегчить жизнь новичкам. Другое дело, что тот же парктроник – не эксклюзивная опция, и за стоимость пустого «Логана» новичок может взять вполне упакованный автомобиль среднего ценового сегмента. Может быть, даже с камерой заднего вида.
У старых машин есть еще один плюс, может быть, спорный для молодого поколения, но актуальный для нас. Старая машина, вольно или невольно, учит хоть чуть-чуть разбираться в технике и не относиться к ней пользовательски. Новые автомобили обычно не столь капризны, однако также требуют соблюдения некоторых элементарных мер. Та же «шестерка» приучила меня не гонять в холод сразу после старта, просто потому что глохла.
Я настолько старомоден, что считаю полезным некоторое время поездить без системы стабилизации и парктроников, даже если это обернется энным количеством мелких ошибок. Просто чтобы понимать, как на самом деле работает физика автомобиля, которую ESP отнюдь не отменяет, как не отменяет парктроник законов геометрии.
Наконец, что может сравниться с ощущением, когда после своей первой «шестерки», «Приоры», «четырнадцатой» ты садишься в первую «нормальную» машину, будь она хоть Renault Logan. Я до сих пор помню потрясающие (я бы сказал – премиальные) ощущения от Ford Focus, который стал первой машиной, взятой мной на длительный тест. Легкость запуска, поразительная точность включения передач, убойная динамика… Сегодня даже Porsche Cayenne Turbo не будоражит во мне таких ощущений.
Артём Краснов
Фото: Фото автора