Нам частенько задают вопрос, что будет с ценами на автомобили в ближайшие месяцы. Ждать снижения или покупать сейчас? Однако ни один из инсайдеров рынка, с которыми я общался, не берется делать авторитетных прогнозов, поэтому сделаю дайджест экспертных мнений.
Грядет еще одно подорожание – такой сценарий не исключают многие. С одной стороны, иссякнут запасы машин 2016 года, которые продаются по старым ценам, а сезонное обострение рынка (весной он оживает) в этом году может быть более выраженным. Но главное даже в этом: рынок понемногу стабилизируется, и производители намерены компенсировать убытки, которые понесли в прошлые годы. Понятно, что нельзя обмануть рыночные законы, однако если плановый объем продаж можно обеспечить по более высокой цене, производители пойдут на это – в этом году прибыли станут для многих не менее важными, чем сохранение рыночной доли. Их аппетиты может умерить катастрофическое падение спроса, но пока подобных явлений не наблюдается: спрос падает в прогнозируемой манере, а в будущем году, возможно, начнет восстанавливаться.
Единственная возможная причина удешевления – резкое падение курса валют. Но именно резкое, до уровня, скажем, 30-40 рублей за доллар. При курсе 60 нынешние цены плюс-минус близки к порогу рентабельности, но в случае с наиболее востребованными моделями требуют еще легкого тюнинга. И даже если курс снизится до 55 рублей, совсем не факт, что производители кинутся снижать цены – все будет зависеть и от спроса. Укрепление рубля сверх планки 55 также не выглядит вероятным, например, Центробанк принял решение возобновить покупку валюты, а это значит, что даже при удорожании нефти рубль могут искусственно ослаблять (что неплохо для экономики в целом).
На вопрос, покупать ли автомобиль или ждать некой оттепели, я бы ответил так: если потребность действительно остра, то покупать лучше прямо сейчас, причем подыскать автомобиль 2016 года выпуска с максимальным количеством бонусов – как раз горячее время для таких сделок. В иных случаях дисконт вполне позволяет купить автомобиль по ценам, грубо, 2012 года.
Если бы я в данный момент выбирал автомобиль, обратил бы внимание на вторичный рынок. Для примера Ford Focus 1,6 на механике 2012 года выпуска стоит порядка 500 тысяч рублей, новый – 1 млн. Я люблю новые машины, но разница настолько впечатляющая, что даже меня терзают смутные подозрения...
В долгосрочной перспективе, думаю, мы попросту привыкнем к новым ценам. А потом, оглядываясь назад, будем считать их халявными.
И напоследок: каждое повышение цен вызывает бурю эмоций и вопросы, кто будет покупать это за лям, а вон то – за два? И все-таки кто-то покупает. Причина, я полагаю, в «пассивном» богатстве части россиян. Это когда человек живет от зарплаты до зарплаты и не может позволить себе, скажем, новый iPhone. Но на счету у него лежит миллион-полтора на черный день. Полагаю, некоторые тратят на автомобиль подобные заначки, а поводом может стать что угодно: страх дальнейшего роста цен или просто эмоциональный порыв.
Фото: Фото автора