Lada Vesta стала первой российской легковушкой, которая получила ГБО для работы на метане в заводской комплектации. Но реально ли использовать такой автомобиль в Челябинске? Подробности в нашем материале.
Метан перспективен. Чистый, с высоким октановым числом (до 130 единиц), а главное, дешевый, он является почти идеальным автомобильным топливом. Так, по нынешним ценам километр пробега газовой Lada Vesta обойдется в 1–1,5 рубля, бензиновой – 2,5–4 рубля.
Сжатый газ метан не стоит путать со сжиженным пропан-бутаном (попутным нефтяным газом), который пользуется пока наибольшей популярностью. Сжиженный газ дороже метана, однако оборудование для него дешевле из-за более низких рабочих давлений – 20 атм против 200 атм. Если расход пропан-бутана измеряется в литрах на 100 км, то у метана – в кубометрах на 100 км.
Работы над метановыми «Ладами» АВТОВАЗ ведет не первый год. Сначала донором была «десятка», позже Lada Granta, которую сменила более перспективная Vesta CNG. Менялась и концепция: так, протестированный в прошлом году изданием «Авторевю» вариант имел два баллона по 46 литров под полом багажника на месте запаски, но сейчас АВТОВАЗ показал более изящную конструкцию.
Баллон емкостью 90 литров размещен за спинками задних сидений в недрах багажника и якобы почти не уменьшает его объем. На деле, вероятно, четверть 480-литрового багажника уйдет, но на фото конструкция не выглядит громоздкой.
Под давлением 200 атмосфер в баллон входит 18 кубометров метана (в пересчете на атмосферное давление), что, по нашим оценкам, эквивалентно примерно 230 км пробега по трассе и 150 км по городу. Так, измеренный журналистами «Авторевю» расход газовой «Весты» составил порядка 7,6 кубометра/100 км.
Бензобак сохранен в полном объеме, поэтому АВТОВАЗ заявляет суммарный пробег свыше 1000 км. Заводится и прогревается Vesta CNG на бензине, на него же переходит автоматически после кончины метана.
Динамика на метане снижается: мощность двигателя ВАЗ-21129 при включении газового режима падает со 106 л. с. до 98 л. с., что на деле приводит к потере пары секунд в разгоне до 100 км/час. Метановый режим – он больше для города, чем для дальнобоя по трассе.
При всех прелестях метана есть у него и недостатки, и главный сегодня – это неразвитость сети АГНКС (аналог АЗС), что, с учетом малого пробега на метане, делает его почти непригодным для частного использования.
Всего на территории Челябинской области действуют 9 АГНКС, еще одна строится в Магнитогорске в дополнение к двум существующим. По одной АГНКС действует в Златоусте, Сосновском, Увельском районах, поселке Сенная.
Несмотря на создание компании «Газпром газомоторное топливо» и планы по активному развитию сети АНГКС, идет оно весьма неспешно. Если по состоянию на прошлый год их было порядка 250 по России, то в планах до 2020 года – увеличение до 500 АГНКС.
– Я думаю, что в перспективе 5–10 лет метан, как автомобильное топливо, безальтернативен, – считает руководитель компании Elite Gas Александр Максименко. – Что касается Урала и ближайших регионов, развитие сети АГНКС неравномерно, например, на севере есть город Белоярского (ХМАО), где метан очень популярен, а в Нягани, для примера, есть только пропан-бутановые заправки. Практика показывает, что метановые АГНКС, во-первых, развиваются вдоль газопроводов, что естественно, во-вторых, в небогатых городах, например, как Орск или Курган. В любом случае тема развивается, и к 2020 году количество АГНКС на территории Челябинской и Свердловской областей увеличится вдвое.
Ради интереса мы попытались проложить маршрут из Челябинска до Москвы для автомобиля, работающего на метане, приняв за максимальный пробег величину в 230 км. Получилось, что заправляться придется в Челябинске, Златоусте, но уже до Уфы запаса хватит едва ли – 286 км по нагруженной трассе на 18 кубах не проехать. Далее от Уфы небольшой перегон до Москово (Башкирия), на пределе доезжаем до Набережных Челнов, потом заправляемся в Елабуге, тянем до Казани, далее Зеленодольск и Чебоксары, но до Нижнего Новгорода опять придется ехать частично на бензине. На бровях до Владимира, а дальше проще – под Москвой можно заправиться близ Орехово-Зуево, несколько АГНКС есть на МКАДе.
По факту получается около 12 заправок газом, причем как минимум в двух местах придется ехать часть пути на бензине. Экономия в такой поездке составит порядка 3–4 тысяч рублей, и с учетом того, что не все АГНКС расположены непосредственно у трасс М-5 и М-7, вряд ли есть смысл морочиться. Таким образом, пока метан больше подходит автомобилям с большим пробегом по городу.
Тревогу у многих вызывает надежность баллонов высокого давления, но эти страхи во многом преувеличены: композитные многослойные резервуары весьма прочны и испытывают в том числе на ударные нагрузки. Активное использование метановых машин в Европе не выявило каких-то принципиальных проблем, а с точки зрения риска пожара летучий метан и вовсе безопаснее пропан-бутана или бензина.
– Надо заметить, что АВТОВАЗ выбрал для Vesta CNG весьма удачное с точки зрения безопасности расположение баллонов – за спинками задних сидений, – считает Александр Максименко.
Оборудование для метана дороже пропан-бутанового, поэтому, несмотря на меньшую стоимость самого топлива, срок окупаемости, как правило, получается выше. В случае с Vesta CNG цена пока неизвестна, но можно предположить, что надбавка составит порядка 80–100 тысяч рублей. Срок окупаемости при регулярном использовании газа будет сравним с таковым у дизеля – 50–100 тысяч километров.
Первыми покупателями Vesta CNG станут не частники, а корпоративные парки: им проще организовать регулярную заправку автопарка метаном. Но все же начинание интересное: с прошло года владельцев «кустарного» ГБО прижали бюрократией, тогда как заводское оборудование имеет необходимые сертификаты с рождения.
И все-таки, чтобы метановая тема стала интересна частникам, нужны глобальные усилия. Например, чтобы использовать высокое октановое число метана, требуется доработка конструкции двигателя. Степень сжатия можно поднять до 13 единиц, улучшив и экономичность, и приемистость, но тогда модернизации потребует цилиндро-поршневая группа и клапанный механизм. А это оправдано при высоких объемах выпуска, для которых нужен большой спрос, а для его возникновения – масштабная сеть АГНКС, развивать которую невыгодно из-за редкости метановых легковушек. Типичный замкнутый круг, разрубить который можно лишь усилиями государственного масштаба.
И в этом месте тема уходит в политическое русло: быстрый переход на метановые машины невыгоден прежде всего нефтеперерабатывающему сектору, и кому какое дело до экологии, экономии и прочих прелестей метана, если на кону доходы ВИНКов.
Фото: Фото производителя и Олега Каргаполова