Авто Lada Vesta на метане: реально ли ее использовать в Челябинске

Lada Vesta на метане: реально ли ее использовать в Челябинске

Метан сказочно дешев: стоимость километра пробега в 2–3 раза ниже, чем на бензине.

Lada Vesta стала первой российской легковушкой, которая получила ГБО для работы на метане в заводской комплектации. Но реально ли использовать такой автомобиль в Челябинске? Подробности в нашем материале.

Lada Vesta CNG с метановым оборудованием должна стать самой экономичной серийной «Ладой». По крайней мере, с точки зрения стоимости километра пробега

Метан перспективен. Чистый, с высоким октановым числом (до 130 единиц), а главное, дешевый, он является почти идеальным автомобильным топливом. Так, по нынешним ценам километр пробега газовой Lada Vesta обойдется в 1–1,5 рубля, бензиновой – 2,5–4 рубля.

Сжатый газ метан не стоит путать со сжиженным пропан-бутаном (попутным нефтяным газом), который пользуется пока наибольшей популярностью. Сжиженный газ дороже метана, однако оборудование для него дешевле из-за более низких рабочих давлений – 20 атм против 200 атм. Если расход пропан-бутана измеряется в литрах на 100 км, то у метана – в кубометрах на 100 км.

Работы над метановыми «Ладами» АВТОВАЗ ведет не первый год. Сначала донором была «десятка», позже Lada Granta, которую сменила более перспективная Vesta CNG. Менялась и концепция: так, протестированный в прошлом году изданием «Авторевю» вариант имел два баллона по 46 литров под полом багажника на месте запаски, но сейчас АВТОВАЗ показал более изящную конструкцию.

Размещение баллонов высокого давления – главная компоновочная проблема для машины с ГБО. Иногда их «внедряют» в автомобиль за счет уменьшения топливного бака, иногда – на место запасного колеса, но АВТОВАЗ решил занять «мертвый» объем багажника

Баллон емкостью 90 литров размещен за спинками задних сидений в недрах багажника и якобы почти не уменьшает его объем. На деле, вероятно, четверть 480-литрового багажника уйдет, но на фото конструкция не выглядит громоздкой.

Под давлением 200 атмосфер в баллон входит 18 кубометров метана (в пересчете на атмосферное давление), что, по нашим оценкам, эквивалентно примерно 230 км пробега по трассе и 150 км по городу. Так, измеренный журналистами «Авторевю» расход газовой «Весты» составил порядка 7,6 кубометра/100 км.

Штуцер для заправки метаном расположен около лючка бензобака, альтернативный вариант – под капотом, тем более правила техники безопасности требуют открывать капот при заправке метаном. Штуцеры бывают двух типов, но переходники обычно дают на АГНКС

Бензобак сохранен в полном объеме, поэтому АВТОВАЗ заявляет суммарный пробег свыше 1000 км. Заводится и прогревается Vesta CNG на бензине, на него же переходит автоматически после кончины метана.

Динамика на метане снижается: мощность двигателя ВАЗ-21129 при включении газового режима падает со 106 л. с. до 98 л. с., что на деле приводит к потере пары секунд в разгоне до 100 км/час. Метановый режим – он больше для города, чем для дальнобоя по трассе.

По данным сервиса Agnks.ru близ Челябинска лишь четыре АГНКС

При всех прелестях метана есть у него и недостатки, и главный сегодня – это неразвитость сети АГНКС (аналог АЗС), что, с учетом малого пробега на метане, делает его почти непригодным для частного использования.

Всего на территории Челябинской области действуют 9 АГНКС, еще одна строится в Магнитогорске в дополнение к двум существующим. По одной АГНКС действует в Златоусте, Сосновском, Увельском районах, поселке Сенная.

Внешне современная АГНКС мало отличается от АЗС

Несмотря на создание компании «Газпром газомоторное топливо» и планы по активному развитию сети АНГКС, идет оно весьма неспешно. Если по состоянию на прошлый год их было порядка 250 по России, то в планах до 2020 года – увеличение до 500 АГНКС.

– Я думаю, что в перспективе 5–10 лет метан, как автомобильное топливо, безальтернативен, – считает руководитель компании Elite Gas Александр Максименко. – Что касается Урала и ближайших регионов, развитие сети АГНКС неравномерно, например, на севере есть город Белоярского (ХМАО), где метан очень популярен, а в Нягани, для примера, есть только пропан-бутановые заправки. Практика показывает, что метановые АГНКС, во-первых, развиваются вдоль газопроводов, что естественно, во-вторых, в небогатых городах, например, как Орск или Курган. В любом случае тема развивается, и к 2020 году количество АГНКС на территории Челябинской и Свердловской областей увеличится вдвое.

Сэкономить на дальних пробегах Vesta CNG позволит едва ли: морока с поиском АГНКС по пути следования и частота заправок, скорее всего, склонит владельца в пользу бензина

Ради интереса мы попытались проложить маршрут из Челябинска до Москвы для автомобиля, работающего на метане, приняв за максимальный пробег величину в 230 км. Получилось, что заправляться придется в Челябинске, Златоусте, но уже до Уфы запаса хватит едва ли – 286 км по нагруженной трассе на 18 кубах не проехать. Далее от Уфы небольшой перегон до Москово (Башкирия), на пределе доезжаем до Набережных Челнов, потом заправляемся в Елабуге, тянем до Казани, далее Зеленодольск и Чебоксары, но до Нижнего Новгорода опять придется ехать частично на бензине. На бровях до Владимира, а дальше проще – под Москвой можно заправиться близ Орехово-Зуево, несколько АГНКС есть на МКАДе.

По факту получается около 12 заправок газом, причем как минимум в двух местах придется ехать часть пути на бензине. Экономия в такой поездке составит порядка 3–4 тысяч рублей, и с учетом того, что не все АГНКС расположены непосредственно у трасс М-5 и М-7, вряд ли есть смысл морочиться. Таким образом, пока метан больше подходит автомобилям с большим пробегом по городу.

Lada Vesta CNG использует баллоны итальянской компании Italgas

Тревогу у многих вызывает надежность баллонов высокого давления, но эти страхи во многом преувеличены: композитные многослойные резервуары весьма прочны и испытывают в том числе на ударные нагрузки. Активное использование метановых машин в Европе не выявило каких-то принципиальных проблем, а с точки зрения риска пожара летучий метан и вовсе безопаснее пропан-бутана или бензина.

– Надо заметить, что АВТОВАЗ выбрал для Vesta CNG весьма удачное с точки зрения безопасности расположение баллонов – за спинками задних сидений, – считает Александр Максименко.

Оборудование для метана дороже пропан-бутанового, поэтому, несмотря на меньшую стоимость самого топлива, срок окупаемости, как правило, получается выше. В случае с Vesta CNG цена пока неизвестна, но можно предположить, что надбавка составит порядка 80–100 тысяч рублей. Срок окупаемости при регулярном использовании газа будет сравним с таковым у дизеля – 50–100 тысяч километров.

Первыми покупателями Vesta CNG станут не частники, а корпоративные парки: им проще организовать регулярную заправку автопарка метаном. Но все же начинание интересное: с прошло года владельцев «кустарного» ГБО прижали бюрократией, тогда как заводское оборудование имеет необходимые сертификаты с рождения.

Пока основным потребителем метана является коммерческий транспорт. Так, автобусы на сжатом газе не первый год эксплуатируются в Челябинске

И все-таки, чтобы метановая тема стала интересна частникам, нужны глобальные усилия. Например, чтобы использовать высокое октановое число метана, требуется доработка конструкции двигателя. Степень сжатия можно поднять до 13 единиц, улучшив и экономичность, и приемистость, но тогда модернизации потребует цилиндро-поршневая группа и клапанный механизм. А это оправдано при высоких объемах выпуска, для которых нужен большой спрос, а для его возникновения – масштабная сеть АГНКС, развивать которую невыгодно из-за редкости метановых легковушек. Типичный замкнутый круг, разрубить который можно лишь усилиями государственного масштаба.

И в этом месте тема уходит в политическое русло: быстрый переход на метановые машины невыгоден прежде всего нефтеперерабатывающему сектору, и кому какое дело до экологии, экономии и прочих прелестей метана, если на кону доходы ВИНКов.

Фото: Фото производителя и Олега Каргаполова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
134
ТОП 5
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления