С неожиданным приходом зимы в самом начале октября многие челябинские автомобилисты кинулись «переобуваться» или наметили такие планы на ближайшие выходные, несмотря на предстоящую «оттепель». Разбираемся вместе с 74.ru, как выбрать зимнюю резину с умом и когда её нужно менять.
Разрешена ли езда на летней резине зимой
Формально нет — регламент запрещает это, равно как и здравый смысл. Правда, власти пока не утвердили наказание за езду на летней резине в зимние месяцы — предлагался штраф в 2000 рублей. Законопроект готов, но завис на стадии внесения в Госдуму.
Опасна ли для зимних шин оттепель
Головная боль для многих: а что, если после первого снегопада наступит вторая волна бабьего лета? Не убьёт ли это зимнюю резину?
Езда по сухому асфальту хоть и повышает износ зимней резины, но не критично: в конце концов, асфальта много и зимой, поэтому несколько осенних дней ничего не решают.
Осенняя «жара» (скажем, +15 градусов и выше) может привести к перегреву шипов и снижению долговечности шины. Но помимо тёплой погоды нужен и агрессивный стиль езды. В оттепель не нужно увлекаться резкими торможениями и маневрами, в остальном не бойтесь переобуваться заранее.
Можно ли ставить на отдельные колёса разные типы шин?
Нет. И главная проблема в том, что «разношинница» нарушает баланс автомобиля — его стабильность при резких манёврах. Это приводит к целому шлейфу последствий: на торможении машину может «крестить», в поворотах — срывать в занос или сносить.
Логика, что заднеприводной машине достаточно шипованных колёс только сзади, устарела вместе с понятием «советский дефицит»: тормозит и поворачивает любой автомобиль за счёт работы всех колёс.
Как определить, что зимняя шина изношена?
Для шипованной резины важно количество «живых» шипов и их состояние — чем меньше осталось, тем ниже сцепные свойства на льду. Можно ли ездить вообще без шипов? Регламент «О безопасности колесных транспортных средств...» этого не запрещает, но на скользких покрытиях нужно быть предельно осторожным.
Беззубую шипованную резину можно донашивать летом, если остаточная глубина протектора более 1,6 мм.
Для всех типов зимней резины остаточная глубина протектора должна быть более 4 мм, тогда как для летней допустимы куда более «лысые» шины с протектором до 1,6 мм. Неудивительно: зимняя резина отводит через протектор не только воду, но иногда и её смесь с талым снегом, поэтому правилом лучше не пренебрегать.
Узнать остаточную глубину протектора можно не только с помощью специального прибора, но и по индикаторам износа — небольшим выступам на дне канавок, которые выравниваются с обкаточной поверхностью шины при критическом износе.
Запрещена эксплуатация шин, которые повреждены до корда (в том числе механически), и у которых началось расслоение, вздутие (грыжа) или отслоение частей шины.
Шипы или липучка?
Этот вопрос неизменно раскалывает автомобильную общественность, и в конечном итоге оба варианты имеют права на существование. Вот какие особенности характерны для каждого из типов резины.
Шипованная резина, как правило, жёстче. Но за счёт шипов обеспечивает хорошие сцепные свойства на льду: при температурах до -10 градусов преимущество над «липой» практически разгромное. Но в морозные дни нешипованная резина реабилитируется, хотя её чувствительность к температуре в целом выше, чем у шипованной.
Последняя демонстрирует более равномерные результаты на разных типах покрытий. И в этом её основной плюс, особенно для новичков: если для нешипованных шин есть «неудачные» покрытия (мокрый лёд), то шипованная не имеет откровенно слабых мест.
Мнение, что шипованная машина скользит на чистом асфальте, также преувеличено и не подтверждается многочисленными тестами: за счёт жёстких боковин и протектора шипованная резина как правило обеспечивает хорошие показатели и на асфальте.
Нешипованная резина в свою очередь тише, комфортнее и экономичнее. Её часто выбирают для езды по большим городам, где дороги, пусть с опозданием, но чистят.
Как выбрать модель?
В отличие от более-менее универсальной летней резины, каждая конкретная модель зимней имеет свою специализацию, являясь определенным компромиссом. Например, прошлой зимой мы тестировали шипованные зимние шины Gislaved Nord Frost 200. Они оказались не так хороши в классических для шипа дисциплинах, вроде торможения на льду, но сравнительно тихи и предсказуемы на разных типах покрытий. Это неплохой вариант для тех, кто никак не может выбрать между хардкоровой шипованной резиной и липучками — во всех дисциплинах шины оказались где-то между двумя полюсами.
Для сравнения, шипованные Nokian Hakkapeliitta адресованы тем, кто большую часть времени будет ездить по нечищенным дорогам: их баланс качеств смещён в пользу снежно-ледовых дисциплин, но для асфальтовой езды есть варианты лучше.
Если хочется нешипованную резину, но ледовые качества все же играют роль, Continental ContiVikingContact 6 предлагают хороший баланс зимних качеств, при этом уступая другой «липе» в асфальтовых дисциплинах.
В противовес им нешипованные Goodyear UltraGrip Ice 2 адресованы больше тем, кто ездит по асфальту, но на льду их свойства не так хороши.
Если в приоритете цена, то есть и большой выбор недорогих вариантов, которые уступают лидерам по предельным возможностям, но обеспечивают хороший баланс качеств, например, Nokian Nordman 5: по сути, прадедушка нынешней Hakkapeliitta. Для асфальтовой езды из недорогих шин подходят, например, нешипованные Tigar Winter 1, хотя её возможности на гололёде ограничены.
Это далеко не полный ассортимент: мы лишь пытались проиллюстрировать мысль, что каждая модель зимней резины создается с прицелом на определённые условия эксплуатации.
Если вам лень вникать в такие нюансы, знайте главное — любая зимняя резина обеспечивает стократ лучшие сцепные свойства зимой, чем летняя. Остальное — дело личных предпочтений.
Нужно ли обкатывать новую зимнюю резину?
Обязательно, особенно шипованную. Аккуратный стиль езды в течение первых 800–1000 км позволит шипам правильно «угнездиться», что продлит их ресурс.
Как устанавливать направленные и асимметричные шины?
Их часто путают, однако принципы установки такой резины разные. Направленные шины имеют маркировку направления вращения (стрелочка), которую необходимо соблюдать. Для асимметричных шин главное — учитывать наружную (outside) сторону.
Разумно ли на зиму выбирать шины другой размерности?
Для каждого автомобиля есть набор типоразмеров колёс. При прочих равных на снегу и льду чуть лучше работает узкая резина — выше давление на поверхность. Раллийные автомобили обувают на зиму в тощие колеса именно поэтому.
Владелец Ford Focus, который летом ездит на шинах размерности 215/55R16, на зиму может обуть 195/65R15, которые будут заодно и дешевле. Однако это не обязательное требование: «зимних» типоразмеров резины нет.
Нужен ли знак «Ш»?
Да, с 4 апреля заработали поправки в ПДД, которые обязывают устанавливать на автомобили с шипованной резиной знак «Ш». За невыполнение требования грозит штраф 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5. Не исключено, что в течение осени ГИБДД уделит внимание этому вопросу, поэтому знак лучше установить — стоит от 20–40 рублей и продается в киосках и книжных магазинах.
Нужно ли балансировать зимние шины, если они хранились на дисках?
Да, балансировку желательно делать при каждой установке. Признак неотбалансированного колеса — вибрации, которые возникают обычно в определённом диапазоне скоростей.