Весной классическая Lada 4x4 (Нива) отметила юбилей, который не отмечают (40 лет), и может быть зря — он станет для нее последним. Путь нетленной классики заканчивается, и на подходе «Нива-3», у которой больше общих черт с Renault Duster, чем с Lada 4x4.
Смена парадигмы
АВТОВАЗ планировал снять с производства классическую «Ниву» еще в середине нулевых, но стабильный спрос отсрочил решение. Ее должна была вытеснить с рынка Chevrolet Niva, однако модели ужились бок о бок. В 2014 году GM-АВТОВАЗ представил Chevrolet Niva второго поколения, красивую, внедорожную и вроде бы близкую к конвейеру, и опять не сложилось: GM потерял интерес к России, Renault–Nissan не нужен был лишний конкурент, проект заглох. Поэтому вопрос не потерял остроты: какой все-таки будет «Нива-3»?
Слухи о переводе «Нивы» на платформу Renault Duster ходили давно и не беспочвенно: принадлежащий альянсу Renault — Nissan — Mitsubishi АВТОВАЗ постепенно теряет техническую самоидентичность, поэтому на передний план выходит унификация производства и наращивание его объемов.
По данным издания «Авторевю», принципиальное решение принято: в основе «Нива-3» будет платформа Renault Duster с поперечным расположением мотора. Что останется от нынешней Lada 4x4? Если говорить без обиняков, ничего.
Станет ли «Нива» еще одним «Дастером»
Нет, по имеющейся информации, ей не грозит судьба Nissan Terrano, который является полной копией Renault Duster, кроме легких дизайнерских штрихов и другой линейки комплектаций. Инженеры АВТОВАЗА получат в распоряжение платформу от второго поколения Renault Duster (он готовится к европейскому дебюту) и будут вольны перекроить ее под собственные требования. Одним из приоритетов станет улучшение внедорожных возможностей кроссовера, поскольку бренд «Нива» предполагает техническую смелость.
Но также понятно, что возможности любой платформы не безграничны, а к ним нужно добавить все те же требования унификации. Базовая «Нива-3» станет все же кроссовером, пусть и с «расширенными полномочиями» в виде неплохой геометрической проходимости. Но «железо» будет паркетным: трансмиссия лишится понижающей передачи и центрального дифференциала с блокировкой, вместо которого — пресловутая муфта. В общем «Нива-3» — не совсем внедорожник, а, скорее, «переДастер».
Если наработки АВТОВАЗа в самом деле усугубят таланты «Дастера», не исключено, что полученная таким образом платформа ляжет в основу третьего поколения кроссовера.
Под капотом «Нивы-3» на первых порах пропишется экс-ниссановский агрегат H4M, локализованный на АвтоВАЗе, коробки передач также даст альянс: реношная механика или ниссановский вариатор на выбор.
Козырь в рукаве
Попутно на АВТОВАЗе изучают вариант внедорожного апгрейда «Нивы-3»: в этом случае некоторые модификации получат честный полный привод и понижающую передачу. Последнюю могут сделать в виде классического демультипликатора или за счет добавления сверхкороткой «нулевой» передачи в коробку.
К сожалению, будущее такого варианта пока не определено: его придирчиво оценивают маркетологи, а на их стороне неумолимая статистика — мировой рынок охладел к паркетникам с честным 4WD. Из соразмерных с «Нивой-3» кроссоверов последним от него отказался Suzuki Grand Vitara. Да и в его случае верность классической схеме объяснялась не столько даже ее плюсами, сколько консервативностью гордой японской марки. Новая Vitara — это паркетник без намеков на что-либо большее.
Падает спрос и на полноценные внедорожники, но в их случае, по крайней мере, вложения в сложную трансмиссию оправданы «по умолчанию». Что до кроссоверов, привод с тремя дифференциалами манит нас по старой памяти, но требует вложений в разработку, утяжеляет конструкцию и повышает расход топлива. Вопрос решается сугубо прагматично: окупятся ли вложения, если учесть, что внедорожная версия «Нивы» будет дороже обычной? Высок ли спрос на серьезное «железо» у реальных покупателей, а не тех, кто осуждает всеобщее размягчение в интернете? Ведь большинству горожан вполне достаточно паркетников, что подтверждается и рыночной статистикой.
С другой стороны, кроссоверов нынче — пруд пруди, и наличие серьезной трансмиссии сделало бы «Ниву» уникальной не только для России, но и для глобального рынка. Так, может, просчитать все и рискнуть?
Но ясно одно: дни ВАЗ-2121, каким мы его знали, сочтены. Он останется в истории мирового автопрома как автомобиль, опередивший время лет на двадцать. А еще единственной моделью из России, которая пользовалась спросом на Западе не только из-за низкой цены.
Фото: Артем Краснов