14 января 2018 года случилось ДТП, в котором погиб инвалид-колясочник, собиравший милостыню у водителей.
Когда меня попросили дать комментарий по данному ДТП, мне пришлось рассказывать не о ПДД, и не о законах, а об организме человека и его психологии. Увы, но в данном случае первопричина ДТП лежит в заложенных природой в человека возможностях и ограничениях.
Максимальная скорость, с которой может передвигаться человек, — 40 км/ч. На этой скорости человек успевает обрабатывать информацию, поступающую от глаз, и на данной скорости, травмы, получаемые организмом, не являются фатальными.
Если сам человек перемещается с большими скоростями, или рядом с ним перемещается предмет на скорости больше 40 км/ч, то, во-первых, мозг может просто не справиться с потоком информации, и на генетическом уровне возникает паника — травма на такой скорости потенциально смертельна.
Жить с постоянным чувством опасности человек не в состоянии. Сознание включает защитные механизмы, чтобы человек просто не сошел с ума. Потому чувство опасности, которое несет в себе автомобиль, притупляется и со временем сходит на нет.
Попробуйте сами встать на краю тротуара лицом к дороге и смотреть на проезжающий мимо автомобиль — никакой тревоги. А теперь попробуйте представить, что вместо автомобиля вправо и влево мимо вас будет качаться бетонный блок весом в 1 тонну на скорости 15 м/с (54 км/ч). Да вы через долю секунды подпрыгнете от испуга, в воздухе развернетесь и рванете подальше.
У инвалида, который решает собирать милостыню на дороге, нет чувства опасности, которую несет автомобиль. Оно притупилось, как и у всех граждан, живущих в цивилизации, основой которой является автомобиль. Первый раз на дороге в незнакомой обстановке он еще будет вести себя аккуратно, но затем чувство опасности пройдет.
А теперь представьте себе инвалида-колясочника, который лавирует не между автомобилями, что привычно для нашего сознания, а между раскачивающимися бетонными блоками весом, соответствующим весу проезжающих автомобилей.
У водителей полная адаптация к движению со скоростями более 40 км/ч происходит после 2–3 лет вождения, что соответствует 30–40 тыс. км. Если водитель не напоминает себе, что автомобиль — источник повышенной опасности, что ошибки при управлении могут привести к печальным последствиям, то отупление от скорости начинается после 15 лет вождения. И данный стаж вождения по статистике наиболее опасен.
Вернемся к приведенному выше примеру с бетонными блоками и вообразим, что движение блоков подчиняется не законам физики, а управление ими отдано отупевшим обезьянам. Сюрреалистичная картина, которая, увы, очень точно отражает действительность.
Вывод напрашивается сам собой. Нахождение любого человека на проезжей части всегда потенциально опасно.
Опасность можно снизить за счет предсказуемости действий участников дорожного движения. Например, для перехода оборудуется пешеходный переход, где водители предоставляют пешеходам преимущество в движении, а пешеходы должны дорогу переходить, а не перебегать или переползать.
Но полностью ликвидировать потенциальную опасность для пешеходов даже на пешеходном переходе невозможно.
Появление человека на проезжей части вне перехода — непредсказуемо для водителей. Водитель по определению дороги ожидает, что в поле его зрения при движении будет проезжая часть, обочина, тротуары, трамвайные пути и разделительные полосы. Никаких посторонних предметов, а тем более людей на проезжей части быть не должно.
И приоритет в обеспечении безопасности дорожного движения отдан государству.
Например, в нормативах прописано, когда должны быть огорожены и закрыты люки колодцев, в какой срок ликвидирована зимняя скользкость и так далее. И если зимняя скользкость вовремя не была ликвидирована, и водитель попал в ДТП, то отвечает за это безобразие государство в лице нанятого им подрядчика.
Я специально не стал обсуждать конкретное ДТП с конкретным инвалидом, собиравшим милостыню, как не хочу задавать вопросы, что не сделало государство в лице ГАИ, чтобы инвалида на дороге не было, и чем в этот момент занимались опекуны инвалида. На эти вопросы ответит суд.
Я хочу напомнить водителям и пешеходом, что автомобиль всегда потенциально опасен. Нужно всегда помнить про иллюзию безопасности на дороге, которая неизбежно возникает в силу особенностей нашего сознания. И ни в коем случае иллюзия безопасности не должна переходить грань безответственности.
И в заключении скажу о самом неприятном моменте. Если родственники погибшего инвалида подадут в суд на возмещения морального ущерба, то вне зависимости от вины водитель обязан будет его возместить. Расценки начинаются от 500 тыс. руб. Думайте: если сегодня на дороге из жалости вы подали инвалиду целковый, то завтра его безжалостные родственники могут содрать с вас полмиллиона.
Фото: Юрий Панченко