Еще десятилетие назад львиную долю рынка коммерческого транспорта занимали максимально практичные автомобили, но, увы, не отличающиеся особым комфортом для водителя и не всегда подготовленные для российских условий эксплуатации. Так, одними из первых иномарок, за руль которых сели наши дальнобойщики, стали грузовики MAN, способные решать различные транспортные задачи. Но и здесь не обошлось без «сюрпризов»: машина была не подготовлена к суровой реальности, в частности, к отечественному топливу, качество которого оставляло желать лучшего. Но требования рынка кардинально меняются, а вместе с ними — и техника. Как на принятие новых решений повлияла ситуация на рынке труда, почему комфорт водителя выходит на первый план и как сегодня адаптированы новый грузовые автомобили MAN для России — рассказал коммерческий директор компании «СТО Молния-комплект» Максим Тарасов.
— Максим, все мы помним, какой бум вызвало появление первых иномарок на российском рынке. А какой эффект оказало их массовое приобретение в то время?
— Действительно, это был в буквальном смысле бум по продажам грузовых иномарок. Для многих клиентов MAN стал первым опытом владения грузовым автомобилем европейского производства, именно благодаря MAN многие известные сейчас транспортные компании научились обслуживать и эксплуатировать технику. В то время машина была просто не подготовлена к нашей действительности, хотя в Европе зарекомендовала себя по высшему классу.
Сегодня MAN известен на российском рынке как надежный, экономичный и производительный грузовой автомобиль. MAN уже давно является признанным экспертом в сегменте тяжелых, самосвальных и внедорожных перевозок, но тенденции рынка меняются, и сегодня мы с радостью предлагаем нашим клиентам, работающим в сфере магистральных перевозок, обновленный флагман MAN TGX!
— Какими были основные трудности, с которыми столкнулись владельцы грузовых автомобилей 10 лет назад?
— Анализируя ситуацию прошедших лет, могу сказать, что не у всех владельцев были сложности с эксплуатацией машин, но, если говорить откровенно, был ряд технически несовершенных решений, которые были применены и о которых мы сейчас говорим открыто.
Прежде всего — это система рециркуляции отработавших газов, которая была установлена на предыдущей версии автомобилей. Система EGR, которая использовалась тогда на автомобилях MAN, была рассчитана на топливо высокого качества. Очевидно, что с этим у нас были большие проблемы. Ведь что такое EGR? Это система рециркуляции отработавших газов, проще говоря — дожиг. Принцип работы системы основан на возвращении определенного количества отработавших газов обратно во впускной коллектор и далее уже обратно в цилиндры двигателя. Так вот, проходя цикл, отработавшие газы возвращались обратно в цилиндро-поршневую группу вместе с множеством серных соединений. Цилиндро-поршневая группа от этого сильно страдала — это все равно что эксплуатировать двигатель без воздушного фильтра. Очевидно, что в таком режиме долго он не проживет.
— Как сегодня решена проблема? Ведь EGR решала также одну из важнейших задач — соответствие экологическим стандартам.
— Вопросы экологических стандартов производители решили через введение SCR системы, принцип работы которой предельно прост. Преобразование отработанных газов происходит вне мотора, при помощи катализатора AdBlue и каталитического нейтрализатора. Система посредством впрыска помещает определенное количество рабочей жидкости AdBlue (мочевины) в выхлопные газы. В результате запускается химическая реакция взаимодействия аммиака и окислов азота, на выходе которой получаются вода и азот — абсолютно безвредные для окружающей среды вещества. На сегодняшний день вся «Европейская семерка» оснащена системой SCR.
— Какие еще технические решения были внедрены?
— В автомобилях MAN была решена серьезная проблема с интеркулером, а именно — с появлением в нём конденсата. В результате постоянного перепада температур в интеркулере скапливалась жидкость, которая в дальнейшем создавала ряд проблем: потеря тяги, а в некоторых случаях и гидроудар. Проблема был решена, и сейчас в интеркулере появился клапан, через который стекает конденсат.
Еще одним важным решением стало изменение формы и пропускной способности распылителя топливной форсунки: сегодня она составляет 2500 ppm — это стандарт топлива «Евро-3». Благодаря этому форсунки имеют иной ресурс эксплуатации по сравнению с топливной аппаратурой прошлого поколения.
— Неужели качество топлива теперь не имеет значения?
— Конечно, имеет. Но, во-первых, сегодня его качество на порядок выше, во-вторых — в корне изменился подход клиентов к заправкам. Если раньше водители заправлялись на непонятных перевалочных базах, то сейчас на трассах всегда можно найти заправки надежных ритейлеров, которые вывели дизель на достойный уровень. Помимо этого, большинство владельцев грузовых автомобилей обзавелись топливными картами, по которым и заправляются водители.
— Как ведет себя MAN в сильный мороз?
— Все автомобили, поставляемые на Россию, имеют определенный набор опций, который позволяет грузовику работать в любых условиях эксплуатации. Например, кабина автомобилей MAN проклеена термоизоляционным материалом NORDIC, система зажигания имеет разогрев дизельного топлива в виде свечи накаливания (электрофакельное устройство облегчения холодного пуска, на старте разогревает дизельное топливо), топливный фильтр с обогревом.
MAN — концерн, производящий порядка 150 000 грузовых автомобилей в год. Имеет три крупнейших локации сборки: Германия (Бавария), Польша и Россия (Санкт-Петербург). MAN в России имеет одну из крупнейших дилерских сетей среди большой европейской семерки.
— Какие сегменты сегодня обслуживает техника MAN?
— Я бы сказал так: MAN — это автомобиль, который поставляется во всех возможных вариантах колесных транспортных средств. Определенно сказать, что мы работаем с узконаправленными видами бизнеса, я не могу, но до недавних пор в основе стратегии компании MAN лежала продажа автомобилей серии TGS-WW, которая представлена в основном автомобилями с колесной формулой 6х4 и 8х4. Безусловно, мы будем сохранять лидерские позиции в данном сегменте, в тоже время сегодня мы сфокусированы на сегмент магистральных перевозок.
Именно поэтому хотелось бы уделить отдельное внимание нашему флагману MAN TGX, который 10 лет назад пришел на смену серии TGA. TGX вдребезги разбивает устаревший стереотип о том, что MAN не заботится о водителях! Новый флагманский грузовик оснащен просторной кабиной (самая большая кабина по объему среди «одноклассников»), где есть все удобства для водителя — комфортабельные спальные места, холодильник, АКП, климат-контроль, круиз-контроль, удобные кресла с подогревом и охлаждением и т. д. Пока, к сожалению, не у всех клиентов есть понимание о том, какой действительно может быть наша машина!
— Почему произошли такие кардинальные изменения?
— Начиная с 2016 года «реактивную» динамику развития бизнеса показывают транспортные компании, в то время как строительный рынок и другие сферы бизнеса развиваются медленнее. Грузовой автомобиль сегодня — это не железо! Это бизнес-решение, именно поэтому мы нацелены на оптимизацию бизнес-процессов наших клиентов за счет выгодных услуг, среди которых финансирование сделок посредством лизинга, аренда транспортных средств, сервисные контракты, обучение водителей оптимальной эксплуатации автомобиля. Еще большую популярность набирает покупка грузовых автомобилей по программе trade-in. Да-да, именно трейд-ин, причем на сегодняшний день мы принимаем грузовые автомобили всех марок и моделей!
MAN TGX задает ориентир высочайшего уровня топливной эффективности, надежности и экономичности, в том числе благодаря работе двигателей стандартов «Евро-5». Он обеспечивает оптимальную грузоподъемность и 100%-ную совместимость с современными полуприцепами.
— Почему забота о комфорте водителя сегодня выходит на первый план?
— Сегодня идет серьезная борьба за кадры, при этом ставки по перевозке зафиксировались на определенном уровне. Представьте ситуацию: у одного перевозчика в автопарке — устаревшие автомобили, у второго — MAN TGX. Оба перевозчика размещают вакансию и ищут водителя категории «Е», предлагая ему абсолютно одинаковую сумму за километр пробега — ведь ставки фиксированы. Водитель понимает, что за одни и те же деньги он может сам выбирать — ездить ли ему на старой машине или новом MAN TGX с высокой кабиной, холодильником, двумя спальными местами, круиз- и климат-контролем. Мне кажется, выбор очевиден, поэтому для собственника бизнеса, который покупает MAN TGX, не составляет никакого труда найти профессионального водителя на эту машину.
— Но откуда эта борьба за водителей? Разве их мало на рынке труда?
— Собственнику автопарка важен не просто водитель, а водитель высшего класса, который не выведет машину из строя. Если он профессионал — техника эксплуатируется с наименьшим расходом, а значит — меньше затраты на обслуживание. Именно по этой причине каждому собственнику автопарка так важно привлечь хорошего водителя. И для этого ему нужен комфортабельный и надежный автомобиль
У перевозчиков есть даже такое понятие — стоимость километра. Нужно понимать, что грузовые автомобили — это коммерческий транспорт, а значит — инструмент для зарабатывания денег. Водитель — это оператор, который должен уметь пользоваться инструментом правильно: затраты, которые происходят на каждый километр пробега, на 90% зависят от водителя. И именно от него зависит, какой будет расход топлива, а это — 40% затрат по содержанию автопарка. Поэтому пришло то замечательное время, когда водитель замотивирован на дальнейшую эффективную деятельность, ведь нередко лучший автомобиль в автопарке достается именно лучшему водителю.
— Насколько дорого в обслуживании обходится MAN TGX?
— Я глубоко убежден, что весь автомобильный бизнес это замкнутый круг. Когда мы продаем новый автомобиль, вместе с ним мы продаем и услуги сервиса. Затем клиент покупает новую машину и на вторичном рынке появляется поддержанный автомобиль. Так вот для нас важно, чтобы все операции в пределах круга проходили через нас!
Что касается стоимости обслуживания: мы находимся в среднем ценовом сегменте, очень удачно конкурируем по стоимости обслуживания со всей «европейской семеркой». В целом у концерна MAN есть очень большой плюс: немцы любят организацию и порядок, в том числе в плане регламента проведения ТО. Здесь у нас более логичный, понятный и экономически обоснованный подход, а значит, и максимально прогнозируемые затраты по сервисному обслуживанию.
Топливная система Common Rail, установленная на автомобилях и автобусах MAN — самая экономичная из возможных и относительно недорогая в ремонте. Для примера: форсунка на MAN стоит от 40 000 рублей, что в два раза ниже, чем у наших основных конкурентов, устанавливающих на автомобили насос-форсунки.
— Как часто коммерческий грузовик должен проходить техническое обслуживание?
— Автомобили MAN проходят ТО в зависимости от характера эксплуатации. Например, седельный тягач MAN TGX имеет интервал прохождения ТО каждые 50 000 км, строительная машина — 35 000 км пробега. Эта цифра взялась не из воздуха — она выведена в результате лабораторных исследований моторного масла, топливных и воздушных фильтров и сепараторов, которые в среднем показали именно такой ресурс. Конечно, в рамках грамотного маркетингового пробега машина может пройти и 90 000 км. Но давайте будем объективны: реальность — это не реклама. Мы говорим клиенту об этом честно, поскольку у нас нет цели поторговать. Мы — партнеры по бизнесу, а значит, обязаны предоставить максимально открытую информацию.
— Как вы проверяете качество запчастей, которые приходят на сервис? Были ли случаи, когда под брендом MAN приходит не совсем то, что ожидали?
— Подмена здесь просто невозможна — все запчасти, как и моторное масло, проходят строжайший аудит. Сегодня я вижу нашей основной задачей и стратегией — долгосрочные отношения с клиентом, обеспечивающие максимальный коэффициент выхода техники на линию и минимизацию затрат на содержание автопарка.
На оригинальные запасные части компания MAN Truck & Bus увеличила срок гарантии до двух лет. Новая гарантия распространяется на ремонт в авторизованных сервисных центрах MAN и на любые установленные оригинальные запчасти.
На сегодняшний день наш сервис является самым крупным среди всех европейских брендов, представленных в нашем городе, имеет самый широкий перечень услуг и полное техническое оснащение по европейскому уровню: от склада запасных частей до кузовного участка. Кстати, наш кузовной участок единственный в Челябинске, который занимается профессиональной правкой рам. На развитие этого направления было вложено много средств.
— Чем обусловлено расположение сервиса MAN на федеральной трассе М-5?
— Это логично: на федеральной трассе М-5 расположена большая свердловская транспортная развязка, через которую проходят огромные грузопотоки как из Челябинской области, так и из Прибалтики, Казахстана и других стран. Все они заезжают к нам на обслуживание, поэтому для нас важно быть максимально доступными. При этом дорога от сервиса до Челябинска займет не более 30 минут — на мой взгляд, очень оптимальный вариант.
Центр обслуживания большегрузных автомобилей находится на трассе М-5 в районе станции ЮУЖД Полетаево-2 (в 17 км от Челябинска). Комплекс зданий центра общей площадью 4,2 тыс. кв. м способен обслуживать около 60 автомобилей в день. Арсенал станции — 14 постов, оснащенных уникальным современным оборудованием. Возможности сервисной станции позволяют принять автомобиль на ремонт с прицепной техникой. Кроме того, удобное расположение и транспортная доступность обеспечивает дополнительное удобство для водителей.
«СТО Молния», официальный дилер и сервисный партнер компании ООО «МАН Трак энд Бас РУС»,
адрес: Челябинская обл., Сосновский р-н, ж/д рзд Полетаево 2-е, ул. Садовая, д. 40;
телефон: 8 (351) 211-00-05;
часы работы: ежедневно с 09:00 до 21:00;
veo@stomol.ru;
Man-chel.ru
Фото: клиентъ