Тема подорожания автомобильных товаров и услуг муссируется нами ежемесячно: в апреле вырос утилизационный сбор, в мае подорожали автомобили и бензин, в августе в очередной раз вырастет цена ОСАГО. Сайт 74.ru решил взглянуть на ситуацию в более крупном масштабе и посмотреть, что изменилось за истекшие 10 лет, с тучных нулевых.
Цена автомобилей
Прибавка в 60–100% дает устрашающие цифры. Например, Lada Kalina 1,4 с кондиционером за 10 лет подорожала с 310 до 515 тысяч рублей, 100-сильный хетч Ford Focus в средней комплектации — с 462 тысяч рублей до 900, а доступный Peugeot 308 — с 498 тысяч рублей до 1,4 миллиона рублей, хотя речь о разных поколениях.
Подорожание автомобилей было горячей темой наших новостей в конце 2008 года, когда разгорался очередной глобальный кризис. Вплоть до 2015 года оно шло плавно, но после обвала курса рубля приобрело лавинообразный характер. Например, в начале 2015 года стоимость самой доступной Lada Granta составляла 311,6 тысячи рублей, сейчас — 410 тысяч. Renault Logan Comfort с кондиционером и магнитолой прибавил с 550 тысяч до 700 тысяч.
Наибольшее влияние на ценовую политику оказали растущие курсы валют и связанное с ними удорожание импортных компонентов и сырья.
ОСАГО
Обязательное страхование автогражданской ответственности появилось в России в 2003 году, и с тех пор цена полиса периодически росла. Правда, до 2014 года росла неявно: базовый тариф оставался равным 1980 рублям, но прибавляли коэффициенты. Например, территориальный коэффициент для Челябинска постепенно вырос с умеренного 1,3 до максимального в России 2,1, поскольку регион попал в список убыточных.
В 2014 году Банк России открыл ящик Пандоры, разрешив повысить базовый тариф. В 2015 году он подскочил практически в два раза до 3432–4118 рублей. Жалобы страховщиков при этом не ослабли, и несмотря на «мягкую» реформу ОСАГО, единственным путем пока остается его удорожание: в конце лета тарифы будут снова скорректированы и составят от 2746 до 4942 рублей. В перспективе ценообразование ОСАГО планируют сделать свободным.
Стоимость топлива
За последние 10 лет бензин в России подорожал в два раза с 20+ рублей за литр до 40+ рублей за литр. Тема остается болезненной все эти годы: пикеты против повышения цены топлива проходили и в 2008 году, и в 2018.
В 2008 году резкий скачок цен сменился их падением весной 2009 года в разгар мирового кризиса. Но после этого наступила «стабильность»: цена бензина стала расти на 2 рубля в год в течение последующих 10 лет. В мае 2018 года цена снова скакнула, прибавив 3+ рубля за месяц.
Интересно, что в 2008 году дороговизну топлива объясняли высокой ценой нефти на мировых рынках, которая тогда превышала 100 долларов за баррель. После ее обвала в 2014 году удорожание топлива объясняли уже… удешевлением нефти, которая лишает нефтяные компании доходов. Подорожание в мае этого года косвенно также связали с увеличением цены нефти на мировых рынках — нефтяные компании предпочитают экспорт (в том числе из-за особенной налогообложения).
Были и другие причины для подорожания топлива. Так, в 2008 году вступил в силу технический регламент «О требованиях к автомобильному топливу…». Фактически он установил сроки перехода России на топливо классов «Евро-3», «Евро-4», «Евро-5», и хотя сроки постоянно сдвигались, сегодня на легальных АЗС продается топливо пятого экологического класса.
Непрерывно менялась и налоговая составляющая, например, за последние 10 лет акцизы на топливо выросли в три раза — до 11 тысяч рублей за тонну (примерно до 8,5 рублей на каждый литр).
Вместе с бензином дорожал сжиженный газ пропан-бутан. Но не всегда синхронно: например, с 2008 года он прибавил с 8–10 до 19–22 рублей за литр, но из общего подорожания примерно на 10–12 рублей половина пришлась на май этого года.
Забавно, кстати, что в 2008 году четверть автомобилистов грозилась отказаться от автомобиля при повышении цены бензина выше 30 рублей за литр. Этой планки она достигла в начале 2013 года, но от автомобиля, судя по всему, никто не отказался.
Транспортный налог
В Челябинске для маломощных машин он изменился непринципиально: скажем, для автомобилей класса Lada Kalina 1.4 ставка выросла с 6,7 до 7,7 рубля за лошадиную силу. Но резко подскочил налог для мощных автомобилей: для категории свыше 250 л.с. ставка выросла с 57 рублей в 2008 году до 150 рублей за лошадиную силу сейчас. Но для массовых автомобилей мощностью до 150 л.с. транспортный налог сегодня укладывается в сумму 3000 рублей и не играет принципиальной роли на фоне остальных расходов.
Таможенные пошлины
2008 год ознаменовался новым витком борьбы с праворульными машинами и автоимпортом вообще. Таможенные пошлины были в очередной раз повышены: так, для автомобилей таможенной стоимостью 10 тысяч долларов и двигателем объемом 1,5 литра они возросли с $4976 до $5400 (при ввозе физическим лицом). Сегодня пошлины для «физиков» сохранены на том же уровне.
Но для юрлиц пошлины с тех пор снизились. Например, для описанного выше автомобиля 10 лет назад пошлина составляла $3000, сегодня — $2000. Ослабление гаек? Вовсе нет: снижение было вынужденной мерой при вступлении России в ВТО и скомпенсировано утилизационным сбором, который весной этого года для популярных моделей был увеличен практически в два раза до 84 тысяч рублей. То есть с лихвой перекрыл снижение пошлины на $1000.
Автомобильный рынок за это время преобразился. Частный импорт подержанных автомобилей практически заглох: сначала его придушили пошлинами, затем подскочили курсы валют, последний гвоздь в крышку гроба вогнала обязательная система «ЭРА-ГЛОНАСС».
Зато расцвела сборка автомобилей на территории России: сегодня в топ-25 популярных моделей нет ни одной «полноценной иномарки». Помимо количественных рекордов есть и качественные: почти все популярные модели в России производятся в режиме полного цикла, со сваркой и окраской кузовов. Этому способствовали новые правила промсборки автомобилей, которые правительство подписало с основными игроками в 2010–2012 годах.
Импорт новых автомобилей также резко сократился: акцент сместился в пользу более дорогих и редких моделей, производство которых в России нерентабельно.
В целом усилия правительства позволили создать в России достаточно развитый кластер автопрома, хотя вопрос о его российскости вызывает большие споры: все крупные производители легковушек принадлежат сегодня иностранным компаниям.
Зарплаты
Насколько выросли ваши абсолютные доходы с 2008 года?
Росли и доходы россиян: по данным «Росстата», в 2008 году средняя зарплата составляла 17,3 тысячи рублей, сегодня она приблизилась к 40 тысячам. Но в Челябинской области рост не такой значительный: с 14 до 23 тысяч рублей.
Тем более «средние по больнице» цифры не всегда отражают полную картину, поскольку рост зарплат существенно колеблется по сферам деятельности. За истекшие годы существенно распухли постоянные расходы, например на оплату продуктовой корзины и услуг ЖКХ. Скрашивает картину и увлечение россиян кредитами, например, в Челябинске в последнее время резко возрос спрос на ипотеку и автокредиты.
Кстати, расскажите нам, насколько выросли ваши собственные доходы за истекшие десять лет: ответить вы можете с помощью формы опроса или в комментариях.
Но все же рост зарплат для активной части населения отчасти компенсировал удорожание автомобилей, и косвенным подтверждением этому служит относительная стабильность рынка: в начале 2008 года и начале 2018 года его объем составлял 1,6 миллиона машин. Правда, в 2012 году был пик потребления, когда продажи достигли 2,9 миллиона автомобилей, но ряд экспертов считает такой спрос «перегретым».
Артём Краснов
Фото: Олег Каргаполов