Стационарная автоматическая камера на дороге не обозначена ни знаками, ни разметкой. Можно ли обжаловать постановление о наложении штрафа, в основу которого положены данные, полученные с помощью данной конкретной камеры? Да, можно. Но если просто сослаться на ГОСТы, то жалоба на постановление будет отклонена с формулировкой: отсутствие знаков и разметки не дает права нарушать ПДД и, соответственно, не освобождает от ответственности.
Освобождает! Только обоснование применения таблички 8.23 «Фотовидеофиксация» и соответствующей разметки 1.24.4 должно быть железобетонным. То есть ссылка на ГОСТы должна быть подтверждена положениями законов.
Таких законов — два: Кодекс об административных правонарушениях и закон «О стандартизации».
Позволю себе процитировать скучную статью из КоАП по первой ссылке: «Административное наказание <…> применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений…». Как видим, наказание самоцелью не является, впрочем, как и взимание штрафа по закону не преследует своей целью наполнение местных бюджетов.
Но данной цели соответствует применение таблички 8.23 и разметки 1.24.4 — их установка является средством предупреждения правонарушений, поскольку они предназначены для информирования водителей о фотовидеофиксации нарушений стационарными камерами.
Таким образом, вынесение постановлений на основании данных, полученных с помощью автоматических камер, перед которыми нет таблички 8.23 или разметки 1.24.4, — незаконно, так как не отвечает целям административного наказания.
Я тщательно проанализировал решения по жалобам на применение стационарных автоматических камер без таблички 8.23 и разметки 1.24.4. Жалобу удовлетворяли, только если в ней была ссылка на ст. 3.1 КоАП.
Почему речь идет только о стационарных камерах?
Согласно п. 5.9.27 ГОСТ 52289-2004 табличка 8.23 «Фотовидеофиксация» и, соответственно, разметка 1.24.4 информируют «…о возможной фиксации нарушений Правил дорожного движении стационарными автоматическими средствами на данном участке дороги (территории)».
Возникает естественный вопрос, почему в ГОСТ упомянули только стационарные камеры? Указали бы все камеры, и дело с концом?! Водителям было бы легче.
Не легче. Ведь тогда в зону действия таблички и разметки можно было бы впихнуть «временные, скрытые и передвижные средства регистрации нарушений ПДД». Сейчас требования ГОСТа таковы, что никаких иных, кроме стационарных камер, за табличкой 8.23 и разметкой 1.24.4 быть не должно. А перепутать снимок нарушения со стационарной камеры и камеры на треноге — невозможно.
Допустим, стационарные камеры по какой-то причине отключили, например сменился оператор камер. Под отключенной стационарной камерой ставить треногу и собирать штрафы нельзя.
Далее речь пойдет о ГОСТ Р 57145-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения».
Он пока распространяется не на все камеры, а только на те, которые применяются после утверждения данного ГОСТа в рамках государственно-частного партнерства. Применение данного ГОСТа обязательно в силу приведенного выше закона «О стандартизации». И если ссылки на данный ГОСТ отвергаются при обжаловании со словами: «А мы забыли его упомянуть в закупочной документации», — то сама закупка государственная или муниципальная ставится под сомнение.
Что гласит ГОСТ? «4.3 Места установки стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть отражены в проектной документации по организации дорожного движения и согласованы в установленном порядке». Таким образом, применение стационарных автоматических камер должно быть предусмотрено проектом, согласованным с надзорными службами и утвержденным владельцем или собственником дорог. А в проекте знаки и разметка должны быть отражены обязательно.
Обустройство дороги не в соответствии с проектом — незаконно.
Данные положения ГОСТа вполне логичны. Установка любых знаков, нанесение разметки, установка ограждений, освещение и дороги и т. д. и т. п. должно быть безопасным, впрочем, как и установка стационарных камер. Выполнить требования безопасности возможно только в рамках проекта.
Проект можно запросить при обжаловании. Нет проекта? Применение камеры вообще незаконно! И если собственники камер хотят обойти столь щекотливый вопрос, то они должны быть прямо заинтересованы в установке таблички и нанесении разметки.
Глава 6 ГОСТ Р 57145-2016 описывает места размещения камер автоматической фиксации, и в ней, в частности, ничего не говорится об обязательной установке таблички 8.23 «Фотовидеофиксация» и нанесении разметки 1.24.4. Табличка или разметка при их наличии влияют только на расположение зон контроля автоматических камер.
Например, если камера применяется со знаком «Ограничение максимальной скорости», то ее место установки в пределах зоны действия знака. И никак не на оборот: сначала ставим камеру, а потом вешаем знак.
Самое, пожалуй, важное положение в главе 6 касается самостоятельного применения разметки 1.24.4, без таблички. В таких случаях ее: «… наносят вне населенного пункта на расстоянии не менее 300 м, а в населенных пунктах — на расстоянии не менее 100 м до начала участка дороги, на котором может осуществляться фиксация». Ели указанное расстояние не соблюдается, то постановления с автоматической камеры — незаконны.
Из всего вышесказанного следует, что применение таблички 8.23 «Фотовидеофиксация» и разметки 1.24.4 со стационарными камерами — обязательно, и в первую очередь собственники камер, местные чиновники и руководство ГАИ должны быть заинтересованы в их применении, дабы избежать ненужных им вопросов и проблем.
Что касается передвижных камер, то применение с ними таблички и разметки недопустимо.
Юрий Панченко