Сразу несколько интересных для автомобилистов изменений готово к внедрению. Правда, не все из них приятные, например, наши опросы показывают негативное отношение людей к ужесточению процедуры техосмотра, которое идет полным ходом. Но есть и хорошие новости: например, регистрировать автомобили, в том числе с ржавыми VIN и газобаллонным оборудованием, будет проще.
Полноценный техосмотр вернут с помощью уголовного кодекса
С начала года Минэкономразвития дорабатывает поправки в КоАП и УК, которые снова сделают техосмотр обязательной процедурой. Новая редакция оказалась даже жестче версии, презентованной в феврале этого года.
Штраф за езду на автомобиле без диагностической карты увеличивается с 800 до 2000 рублей, но главное, появляется возможность наказывать автомобилистов с помощью автоматических камер. Причем новый штраф будет выписываться каждые сутки, то есть, просрочив ТО на месяц, можно накопить штрафов на сумму до 60 тысяч рублей.
Для экспертов-фальсификаторов на пунктах ТО предусмотрены административные штрафы в 5–10 тысяч рублей, причем за два деяния: отдельно за выдачу липовой диагностической карты и отдельно — за внесение недостоверной информации в базу данных АИСТО.
Само понятие диагностической карты меняется: вместо филькиной грамоты с неразборчивой печатью будет электронный аналог, заверенный электронной подписью сотрудника. Копию документа автовладелец сможет получить через сайт «Госуслуги».
Проводить техосмотр могут лишь пункты, имеющие аккредитацию в «Российском союзе автостраховщиков». Если сервис нарушает это требование, в дело вступает уже уголовный кодекс: диапазон наказаний простирается от штрафа в 300 тысяч рублей до реального лишения свободы на срок до 5 лет, пишут «Известия». В предыдущей версии законопроекта максимальное наказание подразумевало принудительные работы на тот же срок.
Весь процесс техосмотра будет фиксироваться на видео, а для пунктов ТО введут ограничение по числу клиентов, которых можно принять за смену. Их количество будет рассчитываться по специальной методике. Так власти надеются побороть проблему очередей, но может получиться и обратный эффект: если нормы окажутся заниженными, возникнет дефицит пунктов ТО, которые будут попросту отказывать избыточным клиентам. А с учетом необходимости проходить ТО в срок, это создаст лишь дополнительную нервотрепку.
Регистрировать ГБО будет проще, но лишь чуть-чуть
Крайне муторную процедуру легализации газобалонного оборудования (ГБО) упростит законопроект, разработанный ГИБДД после ожесточенных жалоб автомобилистов. Правда, согласование его идет уже два года, и в силу он пока не вступил.
Но в ГИБДД ослабили хватку еще до полного изменения процедуры. Главное новшество — возможность не предъявлять автомобиль в инспекцию при получении разрешения на установку. Об этом пишет газета «Коммерсант».
Процедуру легализации ГБО мы уже разбирали подробно: она подразумевает два посещения компании-установщика ГБО, два цикла общения с испытательной лабораторией, два визита в ГИБДД, двойное обращение в отделения техосмотра… Дикость этого бюрократического лабиринта уже не раз возмущала автомобилистов, и процедуру мало-помалу упрощают: например, в 2016 году разрешили не демонтировать ГБО перед получением разрешения на его установку — был и такой абсурдный пункт.
Новое послабление касается общения с ГИБДД на первой стадии процесса, когда после технической экспертизы владелец должен получить в МРЭО разрешение на установку. Теперь личное посещение МРЭО не потребуется: направить документы из лаборатории можно по электронной почте и так же получить ответ.
Само по себе разрешение на установку ГБО и необходимость согласования вопроса с ГИБДД в принципе вызывает вопросы:
— Вот представьте: по городу ездит 10 000 одинаковых «Газелей», — рассуждает установщик ГБО Тимур Горов. — Если ГБО можно ставить на одну из них, то по логике можно и на остальные. Но нет, на каждую машину нужно подавать документы и платить несколько тысяч просто за подтверждение факта, что машина пригодна для установки ГБО. Особенно смешно это выглядит в отношении машин, которые уже ездят с оборудованием.
Нововведение не избавит от оплаты услуг лаборатории, зато исчезнет необходимость проходить сверку номеров и получать документы в ГИБДД: автомобилисты жаловались на неудобство графика работы и очереди.
При этом неясно, в какой именно срок инспекция должна ответить автомобилисту. Градус напряженности если и снижается, то несильно: процедура по-прежнему остается дорогой (12–20 тысяч рублей) и долгой (1–3 месяца). Общее количество документов для регистрации — порядка 20.
Красивым номерам сказали нет
В течение июля Госдума обсудит финальную редакцию законопроекта, который заметно меняет процедуру регистрации автомобилей, пишет «Коммерсант».
Правда, аукционов для покупки красивых номеров не будет: инициатива обсуждалась много раз, но в окончательную версию законопроекта не попала. Зато облегчат жизнь покупателям новых автомобилей, регистрацию которых сможет проводить авторизованный для этих целей дилер, выдавая клиенту машину уже с госномерами. При этом комбинацию букв и цифр все равно будет назначать ГИБДД, а изготовлением табличек займутся специализированные фирмы — возможность обратиться к ним есть и сейчас, например, при замене украденного госномера.
Для подержанных машин, даже приобретаемых у дилеров, такие послабления не действуют. Зато для владельцев «бэушек» есть другая важная новость: наконец-то в правилах регистрации появляется возможность нанесения на автомобиль таблички с VIN (идентификационный номером), если старая маркировка испорчена ржавчиной или в результате ДТП. Эта проблема известно давно: даже легкий удар в элемент, на который нанесен VIN, нередко приводит к фактическому списанию автомобиля. Внятной процедуры восстановления VIN не существует.
Новая процедура регистрации делает возможным использование электронных ПТС, внедрение которых, правда, перенесено на следующий год.
Артём Краснов