Авто Фейсом об рельсу: машина челябинки поскользнулась на рассыпанном по дороге гравии

Фейсом об рельсу: машина челябинки поскользнулась на рассыпанном по дороге гравии

Разбираемся, кто ответит за аварию

19 июля Мария выезжала на своем ВАЗ-2115 из города в сторону Екатеринбурга, когда на развязке около «Китайского» рынка её автомобиль влетел в полосу гравия, заскользил и был выброшен на рельс безопасности. Момент аварии и ее последствия запечатлел регистратор. Откуда на проезжей части гравий и кто теперь ответит за происшествие?

Гравий на дороге оказался плохо заметен

Инцидент произошел днем в сухую погоду. Появление на дороге гравия стало для Марии полной неожиданностью.

— Если бы это была мелкая фракция, может быть, удалось бы избежать аварии, но здесь оказался крупный гравий, поэтому машина сразу потеряла управление, возможно, было пробито колесо, — вспоминает Мария. — Машину бросило на рельс, я получила множественные гематомы, а ущерб автомобилю оценен примерно в 50 тысяч рублей: вся «морда» разворочена, правая дверь не открывается, погнуты оба лонжерона...

Машину бросило на рельс и сильно помяло

Гравия на дороге было много, и проезжающие автомобили изрядно потряхивало. Помимо риска вылететь с дороги, гравий может стрелять из-под колес, повреждая стекла и кузова.

— Место не было огорожено, — продолжает Мария. — Скоро появился уборщик, который сказал, что его прислали почистить дорогу, потому что с грузовика дорожных служб высыпался гравий. Мы уже пытались связаться с компанией «ЮжУралМост», которая, по нашим данным, отвечает за данный участок дороги: общаться устно они отказались и потребовали письменную жалобу, которую я также оформила.

Редакция 74.ru также направила запрос в компанию «ЮжУралМост», но ответа пока не получила.

Как правильно оформить инцидент


Есть ли шанс привлечь виновных к ответственности? Есть. Мария повела себя грамотно, вызвав на место инцидента сотрудников полиции и убедившись, что они составили акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии дороги.

В акте сотрудники конкретизировали дефект фразой «рассыпан гравий на проезжей части». Оформление такого документа крайне важно: без него высока вероятность остаться крайним.

Инспекторы ДПС не вменили Марии нарушение какого-либо пункта ПДД, но при оформлении инцидента в отделении сотрудник вписал своей рукой фразу о нарушении пресловутого пункта 10.1 ПДД.

— Я сразу возмутилась, потому что инспекторы, которые были на месте аварии, нарушений с моей стороны не увидели, зато кабинетный сотрудник сразу же попытался возложить вину на меня, — сетует Мария.

Подписывать документ она отказалась.

Схема является одним из главных документов при расследовании ДТП: следите за ее оформлением

Пункт 10.1 ПДД в подобных авариях эксплуатируется нещадно и является самым популярным доводом в пользу виновности водителя. Этот пункт относится к разделу «Скорость движения» и требует от водителей выбирать скорость, которая соответствует условиям видимости, состоянию дорожного полотна и другим факторам, а в случае появления опасности, которую водитель способен обнаружить, снижать скорость вплоть до полной остановки. Обратите внимание, что пункт 10.1 не касается лимитов скорости: привлечь к ответственности могут, даже когда вы ехали 40 км/час в зоне ограничения 60 км/час, если, по мнению экспертов, скорость в 40 км/час не соответствовала дорожным условиям.

Но ведь это тонкий момент: иногда автомобилисты действительно едут в неадкватной манере, не оставляя себе шансов избежать дорожной ловушки. В других случаях ловушка настолько незаметна, и даже аккуратный водитель не имеет шанса вовремя снизить скорость. Как решается этот вопрос?

— Если водителя пытаются обвинить в нарушении пункта 10.1 ПДД, а он не согласен — нужно обращаться в суд, — советует юрист группы «Форлекс» Николай Попов. — Судья рассмотрит аргументы сторон, а если для вынесения вердикта недостаточно данных, может быть назначена автотехническая экспертиза, которая установит, имел ли водитель техническую возможность избежать аварии. Важно учесть, что по статье 1064 Гражданского кодекса доказать свою невиновность должен причинитель вреда, в данном случае владелец грузовика или компания, на которую он работал.

То есть сначала они должны обосновать, что автомобилистка имела возможность остановиться, но пренебрегла ей. Правда, всё это в теории: на практике пункт 10.1 ПДД часто работает «по умолчанию» без веских доводов в пользу того, что водитель ехал в неадекватной манере.

Кто крайний


Возникает сразу два вопроса: отвечают ли за подобные инциденты дорожные службы и с кого требовать материальную компенсацию?

— Что касается ответственности дорожных служб, то тут зависит от времени, которое прошло с момента рассыпания груза до аварии, — объясняет Николай Попов. — Если это, условно, 20 минут — вины дорожных служб, вероятно, нет: они просто не успели. Но если есть свидетельства, что они имели возможность обезопасить место инцидента и ликвидировать проблему, можно обвинить их в ненадлежащем исполнении обязанностей.

Например, статья 12.34 КоАП предусматривает штраф 20–30 тысяч рублей для должностных лиц и 200–300 тысяч для юридических, а в случае инцидента с легким или средним вредом для здоровья — штраф до 500 тысяч рублей. Если в результате происшествия погиб человек, в дело вступает статья 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности».

Опасные места на дороге должны обозначаться, но на это требуется время

Если вина дорожных служб в данном инциденте пока не очевидна, то куда больше факторов в пользу виновности водителя самосвала, допустившего рассыпание гравия. Пункт 23.2 ПДД требует контролировать размещение и крепление груза во избежании его падения. Водители легковушек этот пункт нарушают нечасто, а для грузовиков он весьма актуален. И, кстати, инциденты, связанные с падением груза, в большинстве случае интерпретируются как дорожно-транспортные происшествия.

— Это и есть дорожно-транспортное происшествие, за оставление места которого водителю грузовика грозит лишение прав, — рассуждает Николай Попов. — И речь не только о вреде, который нанесен автомобилистке — это можно расценивать как отдельное событие. Но уже в момент падения гравия с грузовика возникает ущерб дорожному полотну, потому что гравий необходимо каким-то образом убирать и вывозить, а это сопряжено с денежными расходами.

Место ДТП необходимо обозначать знаком аварийной остановки

По правилам, водитель самосвала должен был остановиться, обозначить место происшествия знаком аварийной остановки, а затем уведомить полицию. Если же грузовик действительно принадлежит дорожным службам, его водитель тем более должен был принять меры: наверняка он имел возможность вызвать коллег со знаком «Объезд препятствия», который используется для обозначения локальных проблем на дороге.

— Если грузовик принадлежит юридическому лицу или работает с таковым по договору, ответственность за происшествие лежит на этом юрлице, которое должно возместить ущерб, — продолжает Николай Попов. — Если установить водителя не удастся, стоит подать иск в адрес организации, отвечающей за содержание дороги: тогда в ее интересах будет установить истинного виновника.

Что делать в такой ситуации


  1. Вызывайте на место сотрудников ГИБДД, даже если по телефону вам предложат оформлять его самостоятельно.

  2. Требуйте оформления акта ненадлежащего состояния дороги. Фотографируйте место происшествия и дорожные изъяны, которые его повлекли.

  3. Не соглашайтесь с нарушением пункта 10.1 ПДД: если в документах появляется подобная запись, приводите свои контраргументы. Направляйте жалобу начальнику подразделения ГИБДД или в суд. Обоснованный вывод о нарушении пункта 10.1 ПДД, как правило, возможен только после автотехнической экспертизы.

  4. При установлении виновника происшествия взыскивать ущерб нужно с водителя (если это частник) или организации, на которую он работал — ему могут вменить нарушение требований надежно закрепить груз и побег с места инцидента. Если установить виновника не удается, имеет смысл подать в суд на организацию, которая отвечает за данный участок дороги.

Подобные инциденты не редкость для мегаполиса, и часто они вызывают резонанс в обществе. Так, в июне 2018 года на улице Братьев Кашириных разбился байкер, предположительно, попав в провал дорожного полотна — инцидентом заинтересовались следователи, и виновникам может грозить уголовная ответственность. В прошлом году челябинец на Volkswagen Jetta налетел на отогнутый рельс безопасности, и водитель был сразу обвинен в нарушении пункта 10.1 ПДД. Попав в ДТП из-за некачественных дорог, не забывайте шесть простых правил.

Артём Краснов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
141
ТОП 5
Мнение
«Ему было лет 12–13!» Возмущенная журналистка — о мамах, которые водят сыновей в женскую душевую
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления