В Самарской области в крупной аварии на трассе М-5 с участием фуры из Челябинской области погибли пять человек, в том числе трое детей. Но даже запись момента происшествия не даёт ясного ответа, что же всё-таки произошло — была ли это банальная попытка обгона или нечто иное? Мы обратились за комментарием к автомобильным экспертам, по мнению которых, речь не идёт о чрезмерной самоуверенности водителя минивэна Toyota.
Микроавтобус Toyota Lite и автопоезд Volvo из Челябинской области столкнулись на трассе М-5 между Уфой и Самарой в Исаклинском районе. Все пассажиры микроавтобуса, включая детей, погибли. Выжил лишь водитель, которого, с большой вероятностью, признают виновником аварии. Несмотря на тюменские номера «Тойоты», в ней ехала семья из Талицы (Свердловская область). В Самаре они купили дом и отправились с друзьями обустраиваться в нём.
За несколько секунд до удара микроавтобус вёл себя странно, смещаясь по дороге, пока наконец не выехал на встречную полосу под фуру. Видимость была близка к идеальной, а обгон в любом случае запрещала разметка. Что же спровоцировало аварию?
Игорь Полицаев, автоюрист:
— Очевидно, что речь не идёт о попытке обгона: на видео хорошо видно, что микроавтобус выезжает чуть ли не к левому отбойнику. При таких условиях видимости не заметить встречную фуру было сложно, поэтому, скорее всего, водитель отвлёкся. Раз он ехал с детьми, не думаю, что он был пьян, но, может быть, говорил по телефону или что-то подобное. Не исключено, что он был утомлён. Кстати, это запрещено пунктом 2.7 ПДД, хотя как такового наказания за такое правонарушение нет: обычно пункт 2.7 «пристёгивают» к нарушениям по пункту 10.1 ПДД, который предписывает водителям выбирать скорость, соответствующую условиям, и тормозить при обнаружении опасности.
Дмитрий Ларионов, представитель комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области:
— Полагаю, водитель просто заснул. Ужасное, но, к сожалению, типичное происшествие. Масштабы нашей страны ежедневно провоцируют водителей на экономию времени в поездке путём отказа от сна. Они литрами пьют энергетики, просят пассажиров развлекать их и следить за дорогой, открывают окна, включают музыку погромче. Но ничто не может заменить несколько часов сна, и он обязательно возьмёт своё, если эту потребность игнорировать.
Состояние утомления очень похоже на состояние опьянения — нервная система в каждом случае заторможена, мозг не успевает анализировать обстановку во всех деталях. Состояние утомления грозит серьёзными последствиями, даже если водитель ещё не начал «клевать носом» в прямом смысле слова.
Разумеется, виновником будет признан водитель Toyota, который выехал на встречную полосу движения в нарушение правил. Утомление или сон стали сопутствующими факторами.
Николай Попов, автоюрист:
— Вероятнее всего, Toyota — с правым рулём. Поэтому для совершения обгона водитель вынужден выезжать на полосу встречного движения очень сильно. Кроме того, водитель "Тойоты" нарушил разметку и пересёк сплошную полосу. По непонятной причине водитель, имея возможность увидеть встречное транспортное средство, не возвращается в свою полосу, а делает небольшое движение руля влево и только затем вправо. Здесь может быть как человеческий фактор, так и технический, но вина однозначно водителя микроавтобуса Toyota.
Антон Шишкин, водитель среднетоннажного грузовика:
— Это нелепо и трагично. Странное поведение водителя было заметно ещё до аварии, когда он смещался от одного края дороги к другому, а затем выехал на встречную полосу без необходимости: полагаю, он просто заснул или отвлёкся. В последний момент он очнулся от сигнала встречной фуры и пытался увернуться, но было поздно. По опыту такие состояния случаются у многих водителей в дальних поездках, но большинству просто везёт проснуться вовремя. Сонливость приходит незаметно: поначалу ты как бы «замерзаешь» за рулём, начинаешь реже моргать, пропускаешь целые фрагменты дороги. Первая фаза засыпания неразличима даже для сидящего рядом пассажира: глаза водителя открыты, но уже не видят. Несколько раз я попадал в такое состояние и просыпался, когда машина была уже на обочине. Это очень страшно. Это так страшно, что теперь я стараюсь не ездить в состоянии даже слабой сонливости.
Был ли шанс?
А всё ли правильно сделали другие водители? Наши эксперты считают, что последствия этого ДТП можно было снизить.
Дмитрий Ларионов, представитель комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области:
— Задолго до происшествия Toyota начала вилять, и водители позади могли чуть сократить дистанцию и посигналить — может быть, это бы отрезвило спящего, он бы проснулся и остановился. Хотя, разумеется, обвинять очевидцев в бездействии нельзя — формально у них нет обязанности что-то предпринимать. Кроме того, водитель грузовика начал торможение слишком поздно: тягач характерно «присел» всего за секунду до удара, хотя Toyota ехала по встречке несколько секунд. Если бы водитель фуры начал торможение сразу, как увидел опасность (а этого требуют ПДД), последствия были бы иными.
Антон Шишкин, водитель среднетоннажного грузовика:
— На трассах сплошь и рядом случаются ситуации, когда под тебя лезет очередной любитель «тесных» обгонов, и приходится начинать торможение или смещаться на обочину: такого лихача можно потом обматерить по рации, но торможение — это рефлекс. На мой взгляд, водитель фуры или не увидел микроавтобус или решил его «проучить», поэтому тормозил позже, чем мог бы. Но я бы воздержался от окончательных оценок, потому что со стороны рассуждать всегда проще. Мои соболезнования родственникам погибших.
Артём Краснов