Несколько месяцев назад в запаркованную машину челябинца Марата врезался нетрезвый водитель, которого силой удалось удержать от побега с места происшествия: пострадавший автомобилист рассказывает, как сорвал спину в борьбе с пьяным неадекватом. После этого не без проволочек он оформил инцидент в ГИБДД, получил на руки документы, но тут выяснился странный нюанс: машина виновника застрахована в красноярской компании с обнадёживающим названием — «Надежда». 74.ru разбирался, в чём тут подвох и можно ли с этим жить.
Компания-призрак?
Странности начались сразу. Например, дозвониться до сотрудника центрального офиса «Надежды» быстро не получилось: указанный на сайте телефон срабатывал лишь в режиме автоответчика. Мы тоже попытались набрать номер для урегулирования убытков, но информационная «броня» крепка: приятный голос советует нажать ту или иную цифру для связи с нужным отделом, но в конце концов рекомендует записаться на приём через сайт компании. Для этого требуется регистрация.
— Я попытался зарегистрировать, но там запрашивается номер телефона, и система пишет, что мой телефон уже используется, хотя я обращаюсь впервые, — рассказывает Марат. — Я с компьютером на «вы», поэтому предпочёл бы пообщаться с живым человеком и получить инструкции.
Автомобилисту удалось всё же добыть телефон специалиста, который представился юристом компании «Надежда» и общался исключительно через SMS.
У компании есть офис в Челябинске на Красной, 4, но, по словам Марата, застать там кого-нибудь сразу не вышло.
В истории есть ещё один нюанс: сам Марат полис ОСАГО не покупал, и теперь расплачивается за это. Если бы у него была своя страховка ОСАГО, он бы обратился не в «Надежду», а к своему страховщику с офисом в Челябинске — так работает система прямого урегулирования убытков.
Откуда возникла «Надежда»
Виновник ДТП зарегистрирован в Челябинской области, так почему тогда его машина застрахована в Красноярске? К сожалению, после очередной волны «дефицита бланков» ОСАГО Банк России внедрил систему «Единый агент». Она очень напоминает рулетку: клиенту, желающему застраховаться в конкретной компании, предлагают полис случайно выбранной страховой, работающей по системе «Единый агент».
К чему такие сложности? Так власти пытаются искоренить отказы страховых работать с конкретным (обычно «невыгодным») автомобилистом: страховщики обязаны либо продать ему полис своей компании, либо предложить «агентский».
Проблема в том, что «Единый агент» не делает акцента на удобстве клиента и тех, кто пострадает от него: страховая может быть из любого региона России. Кстати, красноярская «Надежда» выпадает челябинцам довольно часто, но она вполне реальна.
Как работать с «иноземцами»
Если связаться с офисом страховой и подать документы лично не удалось, есть другой путь — по почте.
— Нужно собрать весь пакет документов, сделать его опись и отправить заказным письмом на юридический адрес головного офиса страховой или её представительства в регионе, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — После получения письма у страховой будет пять дней на то, чтобы ответить.
Обычно после получения документов страховая назначает осмотр автомобиля, а после оценки повреждений по единой методике даёт направление на ремонт или делает выплату (с согласия пострадавшего) — на это отводится 20 календарных дней за исключением нерабочих и праздничных.
Но если страховая ушла в глухую оборону?
— Тогда пострадавший проводит независимую оценку и направляет досудебную претензию в страховую, — продолжает эксперт. — Очень важно не пропустить этот шаг, потому что обращение сразу в суд не принесёт успеха — нужно соблюсти порядок.
Ответить на досудебную претензию страховая должна в течение 10 дней, и если клиента снова проигнорировали или необоснованно (по его мнению) отказали, нужно обращаться в суд.
— Такие истории случаются, и в суде обычно проблем не возникает, — делится опытом Лев Воропаев. — Главное, не пропускать упомянутые этапы процесса.
Снова появилась «Надежда»
Впрочем, Марату удалось застать представителя страховой в челябинском офисе «Надежды» и подать документы: ему сказали, что в течение пяти дней организуют осмотр. Марату это не очень понравилось, потому что неясно, в какой день это произойдёт. Но, по крайней мере, дело сдвинулось с мёртвой точки.
В красноярском офисе нашей сети рассказали, что страховая компания «Надежда» вполне реальна и пользуется хорошей репутацией у сибиряков. Наши подозрения, что компания является «фантомом», не оправдались.
Первый заместитель гендиректора страховой компании «Надежда» Наталия Шеходанова также удивилась, узнав о ситуации, и описала порядок действий для челябинских клиентов:
— Да, необходимо записаться на приём в офис компании на улице Красной в Челябинске, и сделать это удобнее всего через сайт, потому что живой очереди нет — работа идёт по предварительной записи. После подачи документов назначается осмотр, а затем, если случай действительно страховой, осуществляется выплата.
При этом Наталия критически оценила систему «Единого агента», которая вынуждает страховые распыляться для работы с удалёнными регионами:
— «Единый агент» — очень спорная система, по которой «плохих» клиентов раскидывают по всей стране, — объясняет она. — Мы родились и работаем в Красноярске, а нас заставили работать на всю страну без нашей воли. Это как вынудить человека, который торгует фруктами в магазине у дома, открыть супермаркеты по всей стране.
Специалист также советует автовладельцем быть настойчивее при покупке полисов в конкретной челябинской компании, которая им нравится: для работы по системе «Единый агент» нужны веские основания, к которым не относится тот факт, что клиент просто «не понравился» страховщику.
Страшна ли иногородняя страховая?
«Туземная» компания может выпасть как лично вам, так и оказаться у виновника ДТП. В обоих случаях выбора у вас не будет — такова принятая в России практика.
Работать с иногородней страховой сложнее, чем с местной. Опыт «Надежды» показывает, что даже сильный офис в родном регионе не гарантирует наличие полноценных представительств в областях, которые для компании не в приоритете. Нужно как минимум запастись терпением и соблюсти все формальности.
Конечно, не исключен вариант, когда вместо полноценной страховой по «Единому агенту» попадётся компания-призрак, с которой придётся судиться. А это — как минимум потеря времени и нервов. Но в случае с Маратом, судя по всему, дело ограничится лишь некоторой волокитой.
Мы уже разбирали подробнее риски работы по системе «Единый агент» для клиентов, которым её предлагают страховые.
В январе изменились тарифы ОСАГО, и мы на личном опыте узнали, насколько подрожала страховка для челябинцев.
В декабре прошлого года немного возросла оценочная стоимость запчастей, что сулит повышение выплат по ОСАГО.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».