RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

3 м/c,

южн.

748мм 76%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Авто репортаж «Крашу ногти и принимаю за проезд»: сногсшибательная маршрутчица рассказала о себе и о профессии

«Крашу ногти и принимаю за проезд»: сногсшибательная маршрутчица рассказала о себе и о профессии

Блондинка Елена водит маршрутку больше десяти лет, но всё ещё кайфует

Лена ездит на собственной маршрутке

«Слушайте, а вы в самом деле красивая!» — вырвалось у меня, когда я садился на переднее сиденье маршрутки № 86. Елена, по-моему, чуть смутилась и ответила, что до последнего считала мой звонок розыгрышем друзей-маршрутчиков, тем более что это случилось в её день рождения.

Сомнения у меня оставались до последнего. Когда оператор Вадим Архипов рассказал в редакции, как с утра ехал в маршрутке с блондинкой за рулём, и она «прямо вау», мы подумали, что он слегка преувеличивает, ведь женщина за рулём маршрутки в принципе «вау», а потому гиперболы простительны.

Но, пожалуй, он не преувеличивал. Елена так сильно рушит мой стереотип о маршрутчиках, что всю дорогу мне кажется, будто разыгрывают меня.

Лена пересела на Ford Transit после многих лет езды на жёлтой «Газели»

— Я больше десяти лет за рулем маршрутки, — рассказывает она, выруливая на улицу Российскую от нашего офиса. — У меня была «Газель» в то время, когда появились первые маршрутки, и сначала на ней ездили наёмные водители. Но обстоятельства сложились так, что пришлось сесть за руль самой.

Мой небольшой опыт езды с женщинами-таксистами показывает, что за счёт более плавного стиля езды они раздражают пассажиров куда меньше, чем, как пуля, резкие мужчины. И времени почти не теряют — в городе ведь важнее «чуйка», а она у женщин развита. Елена укрепляет это впечатление, аккуратно тормозя перед светофором:

— Это уже привычка, ведь обычно сзади пассажиры. Затормозишь резко, ругаться будут. Просто покатаемся или поедем на маршрут? — спрашивает она.

Стиль езды — уверенный и плавный: для водителя автобуса так и должно быть

Конечно, на маршрут, отвечаю. Всё должно быть по-настоящему.

Мы выезжаем на проспект Ленина, и Елена паркуется у обочины, чтобы дождаться своей очереди: нам нужно пропустить две или три 86-х, чтобы занять место в цепочке. Неужели всё так строго?

Елена демонстрирует расписание, где время прибытия на каждую остановку указано с минутной точностью.

— Зависит, конечно, от маршрута, но у нас порядок машин и расписание соблюдаются, — говорит она. — У нас вообще замечательные водители: никто не лезет без очереди. Я всегда знаю, кто передо мной и кто после.

86-й маршрут ходит из Чурилово на Северо-Запад, проезжая Лесопарковую и Кашириных

Мимо проносится 86-я, сигналя.

— Скоро уже поедем, — комментирует Лена, глядя в зеркало заднего вида.

Её телефон пиликает эсэмэсками: коллеги-водители, прознав об интервью, не дают ей покоя.

— Маршрутчики всегда на связи между собой, сообщают, где пробка, где авария, — говорит она.

Мимо проезжает ещё одна 86-я. Мы трогаемся минуту или две спустя и подъезжаем к остановке «Детский мир». Никого. Время — около четырёх часов.

— Мы сейчас можем и пустые проехать, — говорит она задумчиво. — Надо было в воскресенье вечером, когда самое веселье: все поддатенькие, шутят.

С Еленой вообще часто шутят, но даже не потому, что видят блондинку. Она и сама не прочь зажечь публику.

Полтинник!

— Один протягивает пятисотку, я говорю: тебя на все деньги покатать? А он отвечает: да. Я сдачу даю, он не берёт, — смеётся она. — Вообще я очень люблю пошутить. Когда бурчат «На следующей остановите», я отвечаю, что нет в Челябинске остановки «Следующая».

Зато есть «Чекушка» (Чайковского) и «Молодых» (Молодогвардейцев). Это я выясняю позже, в процессе.

«ГИБДД? С ними проблем нет»

На площади Революции перед остановкой дежурит неизменный, как памятник Ленину, сотрудник ГИБДД. Увидев Елену, он едва заметно улыбается — я замечаю это через блики стекла.

— Они ко мне хорошо относятся, — говорит Лена. — Был случай, один инспектор останавливает меня четвёртый раз за день. Я говорю: тебе телефон, что ли, нужен? Он кивает. Дала номер, звонил потом...

Маршрутчики-конкуренты могут подрезать, закрывать, не давать проехать

Впрочем, есть у профессии и обратная сторона.

— Тяжёлая работа, конечно. В часы пик надоедает стоять в пробках, около остановок не дают проехать стоящие машины, особенно такси, — говорит она. — А есть ещё профессиональные зайцы: зайдут в салон и жмутся подальше с независимым видом. Спросишь, сделают честную физиономию: «Мы передавали». А я же вижу. В Чурилово есть дама, одета хорошо, никогда не платит. Хамят иногда. Издержки профессии. Грабить пытались: не вышло, правда. Отбилась. К тому же у маршрутчиков своё братство.

Принять плату и отсчитать сдачу — действие машинальное

Мы едем в направлении ЮУрГУ. Проспект Ленина, маршрутка Ленина... Всё кругом становится немного Ленино. Мне начинает казаться, будто мы находимся в обычной машине и кругом никого нет, но идиллию нарушает рука, которая бесцеремонно просовывается в кабину и ссыпает в руку Лены монеты. Она раскладывает их на передней панели.

— Мелочь к концу смены я всю отдаю пассажирам. Люди иногда сердятся, а я отвечаю: хотите, чтобы я с тележкой домой ходила? — смеётся она.

Вот столько мы уже заработали

Дела маршрутные постепенно идут на лад, и салон наполняется пассажирами. Лене нравится присутствие людей. По натуре она явный экстраверт и, возможно, тоскует по сцене. Может быть, в альтернативной реальности она актриса или...

В свободное время Лена шьёт

— Вот, гляди, — показывает она мне сделанного собственноручно домовёнка Кузю. — Мы, маршрутчики, не только баранку крутить умеем.

А вот вариант подарка на 23 Февраля. Тоже хендмейд

Шитьё мягких игрушек у неё — вроде хобби. В Лене чувствуется большая жизненная энергия и бесстрашие.

Хотя внешняя лёгкость, возможно, скрывает что-то ещё, чему посвящена песня «...Та, что идёт по жизни смеясь». Но это лишь предположение.

— Не люблю эту остановку, — говорит Лена. — Всегда места не хватает

На Алом Поле сломался троллейбус. Оставшееся место за ним занял ещё один троллейбус. Сзади и с боков напирают маршрутки.

— Нужно протягивать до конца остановки, а большинство маршрутчиков, особенно на пазиках, встанут у самого края и не дают подъехать, — говорит Лена.

— Бывает, занырнут перед тобой и не дают выехать, — говорит девушка

Если с водителями 86-го маршрута у Лены полное понимание (и начальство замечательное, добавляет она), то чужаки навязывают конкуренцию.

— Там, где разные маршруты идут вдоль одной линии, появляются те, кто хочет ехать быстрее и собирать пассажиров. Иногда зажимают или просто блокируют. Конечно, это раздражает.

Соседи-маршрутчики нередко удивляются, видя такую картину: кто-то галантно пропускает, кто-то устраивает гонки

— А когда видят женщину за рулём?

— Большинство шутят или глазки строят, но для некоторых это красная тряпка: начинают показывать своё мастерство. Был случай, водитель делал мне знаки через окно, так увлёкся, что въехал в машину впереди. Я потом мимо него раз пять проехала — он всё ГИБДД ждал, — смеётся Лена роковым смехом.

И вдруг говорит:

— Слушай, если тебе мало для статьи, ты что-нибудь сам сочини, ладно?

— Для чего же сочинять? — удивляюсь я. — Здесь даже без сочинительства сюрреализм сплошной.

— А ещё я крестиком вышивать умею

Некоторые пассажиры узнают Лену и приветствуют, но она не помнит многих. Она одна, их — тысячи.

Я сворачиваю на болезненную, может быть, тему: водить маршрутку — это нужда такая или действительно выбор свободного человека?

— Ну, видишь... — задумывается она. — Конечно, если встретить мужчину, который будет тебя любить, на руках носить и содержать... Мне сейчас сына нужно поднять, так что пока так.

Сколько приходится работать? Лена не говорит, но я лишь выясняю, что смена начинается в темноте и в темноте заканчивается

Мы едем по Тополиной аллее, вернее, по тому, что от неё осталось. Внутри Лены снова просыпается существо вроде того домовёнка, и она с необычайным жаром говорит:

— Я, знаешь, так люблю водить! И путешествовать за рулём обожаю. У меня есть другая машина, но я в основном на маршрутке езжу. Знаешь, если бы я так сильно это не любила, нашлись бы другие варианты.

У неё есть и «аффилированный» бизнес, например, мойка «Енот», рекламу которой она разместила на заднем стекле своей маршрутки.

Узнать Ленину маршрутку проще всего сзади, когда будет уже поздно

Хотя мы едем без видимой агрессивности, впереди маячит другая 86-я.

— Догнали, — констатирует Лена. — Я их заранее предупредила, что сегодня могу ехать слегка не в графике. Они понимают.

Привносит ли она в работу какие-нибудь чисто женские черты? Может, смотрит за рулём вполглаза «Отчаянных домохозяек»?

— В пробках ногти крашу: одной рукой крашу, другой деньги принимаю, — смеётся она, и я не понимаю, всерьёз ли это сказано. Хотя ногти у Лены действительно накрашены.

Сдачу возьмите, пожалуйста

А бывает, что с такими ногтями приходится чинить маршрутку? Кто этим занимается?

— Поскольку маршрутка моя, мойки, ремонты, ежемесячные техобслуживания на мне. Гоняю машину в сервис, — объясняет она. — Но с тех пор, как пересела на Ford, головной боли убавилось. Вот моя первая «Газель» требовала внимания — по локоть в масле и мазуте ходила, как помазок. В первый мой выезд взорвалось колесо, так что сразу прошла боевое крещение.

Способна ли она починить в дороге «Газель»?

— Поначалу звонила механику, он мне говорил: «Видишь вон ту чёрную коробочку слева от круглой штучки»? Так и ремонтировала. Потом сама научилась. Но с «Фордом» проблем гораздо меньше и управляется он... Короче, видно, что иномарка.

На каждом стуке подвески Лена чувствует, как умирают сайлент-блоки

Мы выезжаем к дальней части улицы Братьев Кашириных, которую сама Лена не любит из-за ужасных поперечных стыков. На маршрутке они в самом деле создают эффект товарняка: стук-стук, стук-стук.

Лена причаливает к остановке, оставляя метровый зазор до тротуара. Заметив мой взгляд, комментирует:

— Остановки не чищены, подъедешь близко — скатятся с бруствера прямо под колёса. Бывало такое. Поэтому я останавливаюсь чуть дальше, чтобы с асфальта входили.

— «Молодые» есть на выход? — спрашивает Елена. Мы как раз подъезжаем к улице Молодогвардейцев

В салоне маршрутки очень жарко. Но едет Лена хорошо: не дёргает машину и ни с кем не бодается. Маршрутка в её руках проворна, а чувство габаритов обострено настолько, что мне хочется нажать на воображаемый тормоз, когда на остановке Лена прижимает машину к троллейбусу впереди. Она кивает на его широкую спину:

— Пассажиры часто спрашивают: ты, наверное, раньше троллейбус водила? Нет, не перевариваю троллейбусы. В страшном сне не могу представить, как это — тащиться вдоль этих проводов. В городе их надо запретить: вечно у них рога отваливаются, пробки создаются. Вот маршрутки классные.

Она снова говорит это то ли в шутку, то ли всерьёз.

Пассажир отсчитывает сдачу, Лена ждёт

— Хочешь, попросим машину впереди забрать пассажиров, я тебе до офиса довезу? — спрашивает она.

Я отказываюсь. Не хочется нервировать публику. Выхожу на остановке «Цирк», и белая маршрутка быстро теряется в рое одинаковых «Транзитов».

Здесь мы прощаемся

И всё-таки журналист во мне недоволен. Я так и не понял, что сподвигло женщину с внешностью и темпераментом актрисы выбрать профессию, которую в Челябинске воспринимают с известным скепсисом и даже высокомерием.

Впрочем, у каждой женщины должна быть загадка. И с этим нужно смириться.

С 8 Марта!

Другой маршрутчик в анонимном интервью 74.ru рассказал о том, сколько зарабатывают водители. А в прошлом году на 8 Марта мы показывали без прикрас содержимое дамских сумочек.

Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления