— Если еду и вижу водителей, которые просят помощи, всегда останавливаюсь, — рассказывает челябинец Марат Загитов.
9 марта на улице Куйбышева голосовал водитель ВАЗ-2112, и, когда участник поискового отряда «Легион-СПАС» Марат остановился, водитель попросил «прикурить» машину. Марат согласился, даже не зная, что впутывается в почти детективную историю.
В машине было несколько человек. Марата сразу насторожил внешний вид «просителей», но ещё больше он удивился, когда оказалось, что на машине нет аккумулятора.
— Мы завели машину не сразу, один из них копался с отверткой в замке зажигания, и тогда я спросил: «Парни, а у вас документы на неё есть?» — рассказывает Марат. — Они сказали, что это машина отца одного из них. Их было трое или четверо. Дальше я расспрашивать побоялся. У одного из них в руках была отвертка, он ей не угрожал, но силы в любом случае были неравны.
И всё же Марата охватили подозрения, поэтому он позвонил в дежурную часть ГИБДД и назвал госномер автомобиля — не числится ли он в угоне? В инспекции ответили — нет.
— Был поздний вечер, так что хозяин мог ещё и не хватиться пропажи, — рассуждает Марат. — На душе у меня было неспокойно.
Скоро он увидел дежурящий экипаж ГИБДД, остановился, и пока рассказывал о приключении, один из инспекторов достал из машины свежую ориентировку и переспросил госномер автомобиля. Оказалось, что буквально только что приметы той «двенашки» разослали экипажам ДПС, поскольку её владелец подозревается в краже колодезных люков.
Марат на этом не успокоился.
— Куда они могут везти люки? — рассуждает он. — На пункт приёма лома. Как раз недалеко от того места есть такой — близ перекрёстка Мастеровой и Автодорожной. Приехал, они действительно там, ждут такси. Машину бросили на месте, словно их что-то спугнуло.
Марат тут же позвонил в ГИБДД и полицию.
— Очень чётко сработали операторы, — комментирует он.
Эта ремарка напоминает о другой истории, участником которой стал Марат: летом 2017 года он заметил подозрительного человека на улице, и позже выяснилось, что тот нес в мешке отрубленную голову. Тогда преступника упустили, потому что оператор начала требовать точный адрес, хотя Марат указал ей место достаточно детально. Впоследствии диспетчера уволили.
— Похоже, там были большие разборки, и сейчас операторы работали отлично, — рассказывает Марат. — Кстати, первыми на место всегда приезжают сотрудники ГИБДД, полиция — уже потом.
По горячим следам полиция проверила информацию Марата, и через несколько дней подозреваемый был задержан, а четыре краденых люка изъяты. Об этом нам рассказали в пресс-службе УМВД по Челябинску. Уголовное дело возбуждено по части 1 статьи 158 УК РФ «Кража», максимальное наказание по которой — лишение свободы на срок до двух лет. Сейчас подозреваемый находится под подпиской о невыезде. Автомобиль ВАЗ-2112 возвращен владельцу, которым действительно оказался отец подозреваемого.
Правильно ли поступил Марат, лично взявшись за выслеживание жуликов?
Колодезные люки весят порядка 50 килограммов: большая масса нужна в том числе, чтобы осложнить их кражу. Но она же и привлекает жуликов. При этом украденный люк не принесет много денег — за него дадут порядка 500–1000 рублей (прокурор, как известно, даст больше). Чтобы заработать на дозу, приходится тащить люки оптом, увеличивая риски.
Кража люков вредна не только прямым ущербом, но и косвенным: в открытые колодцы проваливаются машины и люди.
Отвечать за подобные инциденты приходится компании, которая владеет или обслуживает участок территории. Если её отношение к вопросу признают халатным, есть шанс отсудить ущерб.
Мы круглосуточно ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Подписывайтесь на наш канал в «Телеграме».