Все новости
Все новости

«Ответственность инспектора ДПС нулевая»: машину челябинца эвакуировали из-под невидимых знаков

Разбираемся с юристом, каковы шансы оспорить траты за вывоз иномарки на штрафстоянку

Автомобиль Андрея стоял справа. Знаки «Пешеходный переход» видимы плохо, но они есть

Поделиться

Челябинец Андрей запарковал свой Mercedes Vito в проезде, ведущем от главного корпуса Южно-Уральского госуниверситета к памятнику Курчатова, а когда вернулся, машину увезли на штрафстоянку. Причина — остановка ближе пяти метров до пешеходного перехода. Хотя ни знаков, ни разметки не было видно, оспорить такую эвакуацию весьма сложно. Вместе с экспертом разбираемся — почему.

Левый знак валяется, правый стоит точно за стволом дерева

Левый знак валяется, правый стоит точно за стволом дерева

Поделиться

Переход от третьего корпуса ЮУрГУ в сторону студенческой поликлиники действительно предусмотрен. Но «зебры» на асфальте нет, левый знак повален из-за перекладки тротуара, а правый не виден в густой листве. Судя по фотографии сервиса Google.Maps, в 2017 году перехода здесь не существовало, зато было дерево. В его крону позже и поставили знак.

Это же место в 2017 году: знаков ещё нет

Это же место в 2017 году: знаков ещё нет

Поделиться

В городской ГИБДД взяли паузу для комментария, сказав лишь, что водители обязаны выполнять требования знаков. На вопрос, должны ли эти знаки быть видимы, нам ответили, что в конкретной ситуации будут разбираться после жалобы автомобилиста: Андрей уже направил её в адрес руководства Госавтоинспекции.

Автоюрист Лев Воропаев скептически относится к перспективе отменить штраф после такой жалобы:

— Сделать это необходимо, но с вероятностью 99 процентов ему ответят отказом, и тогда придётся обращаться в суд.

По ГОСТ Р 52289–2004 знак должен быть виден с расстояния как минимум 100 метров. Но ГОСТы — это нормативы для тех, кто занимается организацией движения, а не самих водителей.

— Скорее всего, судья будет оценивать ситуацию, исходя из своих внутренних убеждений, то есть сказать наверняка, признают знак видимым или нет, сложно, — рассуждает Лев Воропаев.

Андрея волнует не только штраф в 1000 рублей, который он может оплатить с 50-процентной скидкой, но и расценки на эвакуацию — в Челябинске она стоит 2000 рублей. Услугу, кстати, можно оплатить не сразу, что удобно в таких спорных ситуациях. Но чтобы доказать службе эвакуации (ООО «Лидер Плюс»), что Андрей им ничего не должен, ему придётся доказать правоту в суде.

— Необходимо вступившее в силу постановление суда, которое отменит штраф, причём по реабилитирующим основаниям, — объясняет Лев Воропаев. — Но этого недостаточно: далее необходимо обратиться в суд с исковым заявлением к Министерству финансов, которое впоследствии компенсирует из бюджета понесённые убытки службе эвакуации.

Другими словами, эвакуаторщики получат деньги за свои услуги либо с Андрея, либо из бюджета.

А можно ли привлечь к ответственности сотрудника полиции, если его действия будут признаны незаконными?

— Если бы прокуратура добивалась взыскания убытков за подобные дела из кармана инспектора ДПС, допустившего нарушения, наверное, и проблемы бы не было, — считает Лев Воропаев. — Но в России такое не практикуется, поэтому инспекторы могут пачками оформлять документы, которые потом оспариваются в судах. Фактического наказания за это они не получают.

Мы получаем жалобы на «ложную эвакуацию» часто. Иногда автомобилисты сами заблуждаются, например, не знают полного списка причин для эвакуации. Но бывает, причина в очень спорной установке знаков. В июле автомобиль челябинца увезли из-под знака, скрытого стволами деревьев. Месяцем позже разгорелся скандал из-за парковки около оперного театра: запрещающие знаки здесь были закрыты плёнкой, которую внезапно убрали и вывезли машины, стоящие в их зоне действия.

Обжалование спорных случаев — процесс довольно муторный. Непросто даже посмотреть запись процесса эвакуации, которую сотрудники ГИБДД обязаны делать в отсутствие понятых. При обращении на штрафстоянку инспектор, оформляющий постановление, как правило ссылается на трудности получения записи от экипажа, который выезжал на место.

— Водитель имеет право ознакомиться со всеми материалами дела, но для этого нужно обратиться в ГИБДД с ходатайством — они обязаны предоставить материалы в разумный срок, обычно в течение одного-двух дней, — объясняет Лев Воропаев. — Просто так они, как правило, запись не дают.

И если эвакуация всё же была незаконно, водителю придётся изрядно погонять бумажки. В лучшем случае он просто отменит постановление, в худшем — потратит время и не добьётся ничего. Мы попросили ГИБДД Челябинска предоставить нам запись эвакуации машины Андрея, после чего можно будет судить о том, был ли виден знак с места остановки.

Водители службы эвакуации тоже не безупречны: на видео из рубрики «Нарушение месяца» запечатлён эвакуатор с «клиентским» автомобилем, разворачивающийся через двойную сплошную.

А вот история челябинца, которому отказывались возвращать автомобиль из-за штрафа, который на момент эвакуации уже был оплачен.

Фотографии безобразно запаркованных машин присылайте в нашу рубрику «Я паркуюсь, как баран».

Стали жертвой незаконной эвакуации? Мы круглосуточно ждём от вас сообщения, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter