RU74
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Челябинске
Погода-4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -8

3 м/c,

южн.

747мм 86%
Подробнее
1 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Авто Всё о коронавирусе Кризис-2024 Малый бизнес посыпется первым: как карантин угрожает независимым АЗС

Малый бизнес посыпется первым: как карантин угрожает независимым АЗС

Топливный союз просит поддержки у правительства для спасения несетевых заправок

Бензин в России не дешевеет, а риски растут

Пандемия коронавируса и снижение мировых цен на нефть рискуют переформатировать топливный рынок, убрав с него малый и средний бизнес, что грозит спекулятивным ростом цен — такова позиция Независимого топливного союза (НТС), которую его руководство отразило в письме премьер-министру Михаилу Мишустину. При этом в НТС подчёркивают, что рост цен — лишь один из негативных сценариев, которого можно избежать.

Пока дешевеющая нефть не приносит большого облегчения отрасли, в которой цена топлива формируется в основном из налогов и акцизов. Глава аналитического центра НТС Григорий Баженов отмечает, что негативных факторов больше: во-первых, карантин снизил потребности в топливе, во-вторых, усиление инфляции осложняет положение малого и среднего бизнеса.

Вы уже почувствовали на себе кризис-2020?

Да, ощущаю рост цен и нехватку продуктов
Пока нет, но иллюзий не питаю
Это паника на пустом месте, и скоро всё стабилизируется

Отдельной проблемой, по мнению Григория Баженова, является финансовый демпфер — система компенсаций для крупных нефтяных компаний, введённая в 2018 году для нивелирования потерь из-за роста нефтяных цен весной того года. Сейчас ситуация обратная, цены падают, поэтому эксперт считает, что такой механизм наносит больше вреда.

— При высокой стоимости нефти он не позволял компаниям повышать цены на бензин, потому что государство компенсировало им недополученные доходы. А при низких ценах на нефть, которые мы сейчас видим, всё наоборот: компании платят государству сверх акцизов, — рассуждает эксперт. — Поскольку «нефтяники» работают на грани рентабельности, дополнительные отчисления могут оказаться для них непосильными.

Хотя топливный рынок в России контролируют крупные нефтяные компании (ВИНКи), в количественном выражении независимых АЗС больше — 15 тысяч из 25 тысяч. Независимые игроки особенно значимы для российской глубинки, куда большой бизнес идёт неохотно.

— Если тенденции сохранятся, нас ждёт разорение малого и среднего бизнеса, занимающего торговлей нефтепродуктами, что усилит монопольное положение крупных игроков, — предполагает Григорий Баженов. — Но этого можно избежать, если принять ряд мер.

Предложения изложены в письме на имя премьер-министра Михаила Мишустина: это амнистия по штрафам, временное прекращение налоговых проверок, отсрочка налоговых и страховых взносов. В своем письме глава НТС отмечает, что автомобильное топливо является «стратегически значимым продуктом», который в том числе позволяет доставлять товары первой необходимости — продовольствие и лекарства.

Рост цен на топливо напрямую зависит от уровня инфляции

Также аналитик объяснил, почему с падением цены на нефть бензин в России не становится дешевле:

— При дешевой нефти доходы от ее продажи в другие страны снижаются, поэтому «нефтяникам» приходится держаться за счет внутреннего рынка, он становится приоритетным.

Баженов добавил, что, даже если появляется возможность снизить цены, игроки этого не делают, потому что при изменении ситуации поднять их до безубыточного уровня сложнее. А ситуация на рынке нестабильная, и никто не знает, что будет дальше.

Частные АЗС оказываются в тисках — растущие издержки невозможно компенсировать за счёт розничной цены, потому что это приведёт к потере рыночной доли. При этом усиление экспорта нефти приводит к сокращению объемов на внутренним рынке, поэтому даже при дешевеющей нефти оптовые цены на бензин за последние две недели практически не изменились (данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи).

Цена бензина за последний год был стабильная: поправка шла только на уровень инфляции

Между тем в США бензин начал дешеветь. На нескольких заправках в штате Кентукки галлон Regular Octane (аналог нашего АИ-92) продают за 99 центов. В переводе на привычные россиянам расценки это 20,6 рубля за литр бензина. Правда, в Штатах цена бензина колеблется между АЗС, так что есть примеры заправок, где он дороже 70 рублей за литр (в пересчёте, конечно).

В России за прошедший год бензин АИ-92 подорожал на рубль. Причём основной рост случился весной 2019-го, а в последние несколько месяцев цены держатся на одном уровне — в районе 42,5 рубля за литр.

Коронавирус и падение цены на нефть уже начинают сказываться на автомобильной сфере. Производители повышают цены, а эксперты ожидают скорое закрытие российских заводов.

Также может остановиться работа над крупными дорожными проектами. В частности, под угрозой транспортный коридор Европа — Западный Китай.

В нашей хронике мы рассказываем всё, что известно о коронавирусе на данный момент.

Есть что рассказать? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
77
ТОП 5
Мнение
«Не ездишь в автобусах — выписан из министров»: невеселые мысли журналиста 74.RU о поездках на общественном транспорте
Анонимное мнение
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления