После первых серьезных снегопадов разметка на дорогах города стала плохо видимой, а она важна при проезде перекрестков с комплексами фотовидеофиксации нарушений. Мы задали начальнику челябинского центра фотовидеофиксации ГИБДД Андрею Смирнову популярные вопросы о зимней езде под камерами.
Что делать, если не видно стоп-линии?
Характерный пример — пересечение улиц Братьев Кашириных и Каслинской возле Торгового центра. Рисованная стоп-линия имеет здесь сложную ступенчатую конфигурацию, а знака-дублера 6.16 нет. При этом перекресток оснащен камерами.
В центре фотовидеофиксации нам ответили, что в случае, когда разметку не видно на изображениях с камер, а знака «Стоп-линия» нет, штрафы водителям не выписываются.
Но пусть это не расслабляет вас излишне. Во-первых, большинство челябинских перекрестков с камерами имеет дублирующие знаки, и в снегопады водители должны ориентироваться по ним. Во-вторых, если дорога заметена частично и разметку видно хотя бы фрагментами, водители должны учитывать ее. Также имейте в виду, что перед стационарными (не висячими) светофорами стоп-линия рисуется на расстоянии 3–10 метров, так что в случае сомнений не подъезжайте к стойке светофора ближе. Расстояние до навесных светофоров — 10–20 метров (ГОСТ Р 52289–2019).
За пересечение стоп-линии на красный или желтый сигнал светофора водителям выписывают штраф 800 рублей по части 2 статьи 12.12 КоАП. Штраф за проезд на красный немногим больше — 1000 рублей, но вырастает до 5000 рублей в случае повторного нарушения. При этом на него не распространяется скидка 50% за оплату в двадцатидневный срок.
Как повернуть, если полоса заметена снегом?
Вот еще одно спорное место — поворот направо с проспекта Ленина на Свердловский проспект. Фотографии не совсем передают обстановку, но правая полоса заметена снежной кашей, в которой легковой автомобиль рискует увязнуть по самые ступицы.
Водители здесь поворачивают с большим отступом от правого края, фактически нарушая требования знаков движения по полосам, а также пунктов 8.5 и 8.6 ПДД. В центре видеофиксации ГИБДД затруднились дать рекомендации на этот случай, поскольку всё зависит от конкретной обстановки. Трудности проезда по заснеженному краю дороги не всегда очевидны для операторов центра фотовидеофиксации, поэтому перед поворотом направо лучше всё-таки занять максимально правое положение, тем более ширина полосы в этом месте позволяет маневрировать не от самого края дороги.
Разрешается ли нарушать при объезде аварийной машины?
Это происшествие случилось еще до снегопада, но вопрос у автомобилиста похожий: мог ли он нарушать требование знака «Движение по полосам», если проезду мешала вставшая машина (Opel Astra)? На перекрестке проспекта Победы и Каслинской Дмитрий обогнул этот «Опель» по трамвайным путям, чтобы повернуть затем налево, но выезд на трамвайные пути в этом месте запрещает знак 5.15.1. При его установке поворот налево совершается не с трамвайных путей, а из крайней полосы. Автомобилист получил штраф 1000 рублей по части 2 статьи 12.16 КоАП.
В центре видеофиксации ГИБДД объяснили, что при появлении на дороге препятствия, которое не оставляет водителям иного выбора, нарушения с камер аннулируются. Но если выбор всё же есть, ситуация усложняется. Например, в этом случае обогнуть аварийную машину можно было справа.
— Да, но в этом случае я не смог бы повернуть налево, потому что система видеофиксации интерпретировала бы такой маневр как поворот из не крайней полосы, — рассуждает Дмитрий.
В челябинском центре фотовидеофиксации сказали, что в случае сомнений водителям рекомендуется перестраховаться. Например, в данном случае можно было проехать прямо и развернуться на следующем перекрестке со Свердловским проспектом. В любом случае Дмитрию посоветовали обратиться в центр видеофиксации с жалобой, чтобы случай рассмотрели более детально.
Испытываете ли вы сложности при проезде перекрестков с камерами зимой?
Что еще нужно знать о челябинских камерах
Ниже — карта расположения челябинских комплексов фотовидеофиксации, на которой красным отмечены новые комплексы, установленные год назад.
Если старые камеры, оставшиеся еще с «ростелекомовских» времен, висят над проезжей частью и хорошо заметны, то новые комплексы вроде «Диджитал Патрол» миниатюрны и не бросаются в глаза. При этом они способны фиксировать десятки нарушений, в том числе в исполнении грузовых автомобилей.
Несколько раз в сутки челябинские светофоры меняют алгоритм работы, и в момент пересменки есть риск нарваться на штраф — красный сигнал включается в непредсказуемой манере.
Постановления с камер по умолчанию приходят на имя автовладельца, даже если за рулем был кто-то другой (товарищ, родственник, сотрудник). Вот как переписать штрафы на реального нарушителя.
Также мы публиковали подробную инструкцию об оспаривании штрафов с камер по другим причинам.
Ответы на другие часто задаваемые вопросы о челябинских камерах — в специальном материале.