Авто Расписка и доля риска. Что грозит владельцу Lexus, который взял деньги и с виновника ДТП, и со страховой

Расписка и доля риска. Что грозит владельцу Lexus, который взял деньги и с виновника ДТП, и со страховой

Стороны вроде бы урегулировали конфликт, но пострадавший обратился в страховую за новой компенсацией

В аварии незначительно пострадал Lexus NX

Год назад владелец Lada 2111 Евгений «подбил» на дороге Lexus NX. Авария была небольшой, ОСАГО оказалось просроченным, поэтому автомобилист согласился на предложение водителя иномарки компенсировать ущерб наличными. Пострадавший хотел 60 тысяч в рассрочку, сошлись на 50 тысячах рублей сразу. Деньги были переданы под расписку, и вопрос казался закрытым. Но через год Евгений получил требование компенсировать 420 тысяч рублей, которые страховая компания выплатила владельцу Lexus NX по страховке каско: такой порядок предусматривает процедура суброгации (что это — расскажем). Евгений считает, что владелец Lexus поступил мошенническим образом, запросив двойную компенсацию ущерба, и вопрос теперь будет решаться в суде.

«Вред возмещен полностью»

Евгений признается, что отсутствие ОСАГО было ошибкой: говорит, забыл о необходимости продлить полис. Аварию оформили в ГИБДД, и первоначально виновник предлагал владельцу Lexus обратиться в суд, чтобы взыскать компенсацию в обычном порядке. Хозяин иномарки настоял на быстром расчете, и сумма в 50 тысяч рублей его устроила. В расписке он указал:

— Настоящей распиской мы подтверждаем, что материальный, моральный вред возмещен нам полностью, в результате вышеуказанного ДТП вреда здоровью не нанесено. Полученная нами сумма в размере 50 000 рублей охватывает весь причиненный нам материальный и моральный вред, а также ущерб, который может возникнуть в случае обнаружения скрытых дефектов при ремонте указанного автомобиля.

Что такое суброгация

Через год Евгений получил письмо от страховой компании СОГАЗ с требованием возместить ей 420 тысяч рублей ущерба в порядке суброгации. Что такое суброгация? Это процедура, описанная в статье 965 Гражданского кодекса РФ. Суть в следующем: если страховая выплатила своему клиенту компенсацию за ущерб, который возник по вине третьих лиц, у компании возникает право взыскать полный размер компенсации с виновника.

Статья 965 ГК РФ (фрагмент). Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

В случае с ДТП суброгация практикуется часто: при компенсации по каско страховые выставляют такие требования виновникам в рутинном режиме. Вот пример еще одной подобной аварии, после которой с устроившего ее человека запросили неожиданно высокую компенсацию. А в этом ДТП с ребенком его родителям удалось отбиться от суброгационных требований.

Одна из проблем суброгации — практическая невозможность проверить адекватность насчитанного ущерба. Суброгационные требования могут выставляться в течение трех лет после ДТП, и страховая не обязана приглашать виновника на оценку повреждений. В итоге оспорить размер ущерба зачастую очень проблематично.

А как в этом случае?

Евгений поступил грамотно, потребовав оформления расписки, считает автоюрист Лев Воропаев, и суд может встать на сторону владельца «Лады». Ведь фактически хозяин Lexus не уведомил страховую о том, что уже получил компенсацию с виновника.

Сам Евгений убежден, что налицо признаки мошенничества, но Лев Воропаев говорит, что речь, скорее, о необоснованном обогащении.

— Судя по всему, у страховой не было информации о том, что ущерб был компенсирован, поэтому страховая и выставила претензию виновнику ДТП. В случае проигрыша дела в суде компания вправе предъявить регрессионные требования о компенсации 420 тысяч рублей к своему клиенту, владельцу Lexus, — объясняет юрист.

Другими словами, расписка должна защитить Евгения от суброгационных претензий, а страховую выплату владельцу Lexus, не исключено, придется возвращать.

Лучше писать от руки

Текст расписки Лев Воропаев считает достаточно исчерпывающим, хотя подчеркивает, что при разборе таких дел иногда важны самые мелкие нюансы. Но в целом наличие расписки является благоприятным фактором:

— Фактически стороны заключили соглашение, в котором потерпевший подтвердил, что ему в полном объеме возмещен ущерб, причиненный в ДТП, так что все претензии страховая должна адресовать своему клиенту. Евгению нужно предоставить копию этой расписки в страховую компанию в ответ на претензию, а если дело дойдет до суда — предъявить расписку суду, — продолжает Лев Воропаев. — Оформлять ее через нотариуса смысла нет, но лучше, если она написана от руки пострадавшей стороной, а не напечатана на принтере. В случае сомнений в подлинности расписки будет проведена почерковедческая экспертиза.

Евгений говорит, что уже направил в СОГАЗ копию расписки, но всё равно получил повестку в суд на 6 декабря 2023 года.

Вызывать ГИБДД обязательно?

Мелкие аварии часто оформляют без вызова ГИБДД, рассчитываясь с пострадавшей стороной на месте. Но в современных Правилах не предусмотрено такого способа урегулирования: в случае любого ДТП водители обязаны либо сообщить в ГИБДД, либо оформить аварию по европротоколу. Евгений зарегистрировал происшествие в ГАИ, но что бы случилось, если бы он рассчитался с владельцем Lexus сразу?

— С точки зрения компенсации ущерба это не значимо, то есть расписка бы в любом случае была важным документом, подтверждающим, что стороны урегулировали конфликт, — говорил Лев Воропаев. — Но в принципе ПДД не подразумевают такого способа оформления аварий, поэтому иногда такое оформление приводит к печальному итогу. Лишение прав за оставление места ДТП в этом случае грозит обоим водителям.

Этот случай — еще один наглядный пример, почему России не стоит отказываться от системы ОСАГО, хотя власти взяли такой курс. А уже через неделю зимние шины станут обязательными (впервые в России). И напоследок история парня, которого арестовали за тонировку его Lada Vesta.

Столкнулись с проблемами при получении компенсации от страховой? Напишите нам.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления