В начале зимы ряд китайских марок снизил цены, другие предлагают безусловные скидки. Точечные корректировки в минус случались и раньше, но столь массового понижения стоимости машин мы не видели уже много лет. Впрочем, это вряд ли начало благоприятной тенденции: большинство участников рынка склоняются к мысли, что понижение ситуативно и связано с охлаждением рынка.
Насколько подешевели машины
В конце осени снизил стоимость ряда моделей концерн Chery: подешевел Chery Tiggo 4 Pro (на 80–130 тысяч рублей) и Chery Arrizo 8 (на 150 тысяч), а также седан Omoda S5 (70–80 тысяч).
Ряд производителей не меняют прайсов, но предлагают прямые скидки. За счет этого, например, на 100 тысяч доступнее Haval Jolion и вышедший в этом году кроссовер M6, а покупателям Dargo предлагают дисконт в 200 тысяч. Скидка на «Москвичи-3» составляет 100 тысяч, а для топовой версии «Комфорт» — 200 тысяч. Geely предлагает прямую скидку в 65 или 155 тысяч на ряд комплектаций Coolray первого поколения, от 80 до 150 тысяч можно сэкономить при покупке Atlas Pro. Прямой дисконт предлагает Changan: для большинства моделей его величина составляет 100 тысяч рублей. Кроме того, почти все китайские марки завлекают дополнительными скидками за сдачу машины в трейд-ин и при покупке в кредит.
Это начало большого ценопада?
Вряд ли. Скорее сказалась перегретость цен в предыдущие месяцы. Большинство игроков рынка связывают «щедрость» с охлаждением спроса. Если в течение 2023 года рынок активно рос и китайские марки активно поставляли машины в Россию, то в ноябре спрос упал (относительно октября). Кроме того, близится конец года, и автомобильные компании стремятся разгрузить склады.
Но говорить о тенденции рано. Базовые факторы, влияющие на ценообразование, остаются неблагоприятными: тут и низкий курс рубля, и возросшие в августе утильсборы, и высокие затраты на логистику. Скорее автопроизводители занимаются мелкими корректировками, снижение цен носит тактический, нестратегический характер. Многие не исключают очередного подорожания с 2024 года. Кроме того, дисконт в 100–200 тысяч в любом случае не компенсирует увеличения цены машин в течение 2023 года, не говоря о более ранних периодах. Для сравнения: весной 2023 года седан калининградской сборки BAIC U5 Plus стоил от 1,7 миллиона рублей, сейчас — от 2,045 миллиона.
При этом АВТОВАЗ за осень увеличивал стоимость своих моделей минимум дважды. А вот как обстоят дела с иранскими автомобилями в России.