Летом 2021 года в одном из дворов Копейска подожгли автомобиль Lada XRAY, застрахованный по каско в компании «Совкомбанк страхование». Владелица машины Ирина (имя изменено) подала в страховую необходимые документы, но согласовать вопрос с выплатами так и не удалось: компания требовала всё новые и новые документы. Автомобилистке пришлось обратиться в суд, и тот встал на сторону Ирины, обязав страховую выплатить ей по каско 951 тысячу рублей ущерба, плюс еще ряд компенсаций. При этом Ирина не хотела оставлять у себя годные остатки автомобиля, и страховая выплатила ей полную сумму, что дает компании право забрать останки машины себе. Но прошло уже полтора года, а этого не случилось, и автомобиль по-прежнему находится на ответственном хранении у Ирины, которая продолжает оплачивать его охрану: говорит, иначе его мигом разберут на запчасти. Что делать в этой ситуации, мы спросили практикующего юриста.
«Они полезли в дебри»
Целью поджигателей, судя по всему, был автомобиль супруга Ирины, который сгорел полностью и застрахован не был. Машина Ирины пострадала, потому что стояла рядом и огонь перекинулся на ее переднюю часть. Ущерб получился значительным: полностью уничтожены двигатель, коробка передач, множество систем автомобиля, повело металл кузова, не закрываются передние двери.
Полиция возбудила уголовное дело, но установить поджигателей не удалось, и дело было закрыто. В течение года, с середины 2021 года по середину 2022 года, страховая выставляла Ирине всё новые условия.
— Они полезли в дебри и начали требовать документы, связанные с уголовным делом по поводу поджога автомобиля моего мужа, — рассказывает владелица XRAY. — Но мой автомобиль не был целью поджигателей, он загорелся лишь потому, что стоял рядом и на него перекинулся огонь, и, насколько мы понимаем правила страхования, это было достаточным основанием для страховой выплаты.
Автомобиль был куплен в кредит, и вскоре банк потребовал перестраховать его по каско заново, но сделать это было невозможно. Ирина не могла ни погасить кредит, ни застраховать машину, в итоге банк выставил ей увеличенный процент. Автомобилистка обратилась в суд города Копейска, и в августе 2022 года тот вынес решение в ее пользу. Уже после первых заседаний компания «Совкомбанк страхование» перечислила на счет в «Совкомбанке» сумму в 572 тысячи рублей при страховой сумме в районе 1 миллиона рублей, вычтя из нее стоимость годных остатков машины стоимостью 380 тысяч. Ирина при этом не хотела забирать останки авто и требовала полной выплаты, но страховая настаивала, что соответствующее соглашение не подписано. Суд, однако, такие аргументы не признал. В решении суда читаем:
«Представитель ответчика (страховой. — Прим. ред.) в судебном заседании не оспаривала факт возникновения у страховой компании обязательства по выплате страхового возмещения и нарушения сроков осуществления страховой выплаты, сославшись в обоснование удержания стоимости годных остатков на незаключение соглашения с истцом, предусмотренного правилами. Вместе с тем, разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что подготовка соответствующего соглашения возложена на страховщика, который, в свою очередь, не предоставил суду доказательств выполнения своих обязательств и уклонения истца от подписания соответствующего соглашения. Соответствующее соглашение не было предоставлено в ходе рассмотрения дела по существу. О своем намерении отказаться от годных остатков истец уведомила ответчика в претензии, однако соглашение о процедуре передачи годных остатков между сторонами по делу достигнуто не было, что не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований страхователя о выплате страхового возмещения».
«Хотела бы забыть эту историю»
В итоге суд обязал страховую выплатить около 952 тысяч рублей компенсации ущерба, 10 тысяч рублей компенсации морального вреда, 200 тысяч рублей штрафа за неисполнение требований потребителя и 20 тысяч рублей юридических расходов. Также «Совкомбанк страхование» обязали выплатить в пользу местного бюджета пошлину в размере 13 тысяч рублей.
Страховая перечислила Ирине необходимые суммы, при этом на покупку такой же машины их уже не хватило. Поджог случился в момент резкого повышения цен на машины и обвала авторынка в 2022 году: Lada XRAY сняли с производства, но за оставшиеся у дилеров машины в 2022 году просили вдвое больше.
— Я по-прежнему без машины и уже смирилась, — говорит Ирина. — Я бы хотела просто забыть эту историю.
Но забыть не получается, потому что страховая компания не забирает годные остатки, при этом Ирина по закону обязана передать их страховой. Вот только не знает, как это сделать. По ее словам, у компании «Совкомбанк страхование» нет офисов в Челябинске или Копейске, поэтому вся коммуникация происходит дистанционно.
— Я звонила им на горячую линию, объясняла, просила забрать машину, но мне ни разу даже не перезвонили. Я направляла официальное письмо, но пока без изменений. Я просто не знаю, что делать, — говорит Ирина устало.
Оставить машину без присмотра она боится: говорит, двери не закрываются, подкапотное пространство открыто, так что ее мигом разберут на запчасти и сувениры. При этом оценочная стоимость годных остатков составляет 380 тысяч рублей, и Ирина боится, что в случае любых инцидентов страховая потребует эту сумму с нее. За охраняемую парковку владелица XRAY платит 2,5 тысячи рублей в месяц, и за время после поджога набежало уже более 76 тысяч.
— Но ведь так она и пять, и десять лет простоять может, — возмущается Ирина. — Я уже смирилась, что у меня нет машины, всё, заберите ее!
Мы направили в «Совкомбанк страхование» официальный запрос с просьбой прокомментировать ситуацию и опубликуем ответ сразу после получения.
Срочно писать претензию
Автоюрист Лев Воропаев говорит, что закон не оговаривает точных сроков, в течение которых страховая обязана забрать годные остатки у клиента. Переход собственности происходит в момент передачи сгоревшей машины, то есть сейчас она по факту числится на Ирине. Есть лишь срок страховой давности — 3 года, в течение которых страховая может обратиться с иском против Ирины, если она утратит или повредит то, что осталось от XRAY. В общем, положение уязвимое, но выход есть.
— Клиентке нужно срочно писать претензию в адрес страховой компании и отправлять ее заказным письмом с указанием на конверте, что это именно претензия (данный факт будет отражен в почтовом чеке), — поясняет Лев Воропаев. — В претензии необходимо указать, что владелица готова передать страховой годные остатки и, если они не будут приняты в течение 7 дней, она снимает с себя ответственность и прекращает оплачивать их охрану. В случае если потом страховая обратится в суд, можно будет предъявить копию этой претензии, которая станет свидетельством, что владелица добросовестно хотела передать эти остатки страховой.
Лев Воропаев отмечает, что страховая может также заявить, что пыталась забрать свои остатки, поэтому клиентке нужно предоставить доказательства, что она готова была сделать это. В случае если страховая не предпринимает никаких действий для передачи автомобиля, расходы на стоянку и охрану могут лечь на нее, но для этого придется снова обращаться в суд.
Ранее мы рассказывали о новых автомобильных законах, которые вступят в силу в 2024 году. И аккуратнее с автомобилями такси: есть немало случаев, когда они ездят без ОСАГО, а тяжбы с ними заканчиваются ничем.