Иранские автомобили в России — что кот Шредингера, который то ли жив, то ли мертв. Но после двух лет интриг, кажется, они готовы к старту продаж. И событие это важно как минимум потому, что IKCO и Saipa могут стать единственным конкурентами продукции АВТОВАЗа в ценовом сегменте до 1,7 миллиона рублей. С учетом заоблачных цен на современные Lada, мы рады даже иранцам (хотя скоро вы поймете, что это радость через боль). Вот что известно об их втором пришествии в Россию: рассказываем о моделях, ценах и компании-дистрибьюторе.
Иранская опера
Иранцы уже продавали в России седан IKCO Samand в 2006–2009 годах, который успеха не снискал и незаметно ушел с рынка. С 2016 года иранские марки снова обозначали свой интерес и регулярно участвовали в Московском автосалоне, но особенно активно о них заговорили после начала СВО. Казалось, вот-вот начнутся продажи, называлось несколько компаний-дистрибьюторов, пошел даже параллельный импорт. Но официально ни одна из иранских марок не представлена у нас до сих пор. В конце прошлого года один из предполагаемых дистрибьюторов Saipa, компания «Бест Моторс», заявила об отказе марки от российского рынка, сославшись на изменившиеся экономические условия, в частности — выросшие курсы валют и утилизационные сборы.
Вскоре второй дистрибьютор, компания «Лаки Кэренси», опровергла данные об уходе иранских компаний, и в подтверждении ее слов автомобили Saipa получили одобрение типа транспортного средства (ОТТС) — одно из необходимых условий для поставки крупных партий автомобилей. Эта же компания будет представлять у нас марку IKCO (Iran Khodro), и продажи автомобилей обоих брендов должны стартовать уже в ближайшее время. Более того, рассматривается вопрос локализации Saipa на одном из заводов в Татарстане.
Попутно о некоем эксклюзивном представительстве марки IKCO сообщал российский дилерский холдинг «Рольф». В этом случае речь шла о параллельном импорте иранских машин.
IKCO Dena — «Саманд» в новой упаковке
Dena — рестайлинговая версия того самого IKCO Samand, что поставляли в Россию 15 лет назад: при длине 4558 мм Dena крупнее на 56 мм, имеет другой дизайн и 1,6-литровый двигатель (110–150 л. с.) собственной разработки серия EF. «Саманды», которые являются перелицованными Peugeot 405 середины 80-х, оснащали французскими моторами серий XU7 и TU5, и двигатель Dena близок к последнему конструктивно. Более мощные версии оснащены турбонаддувом. Кстати, в маркетинговых материалах заявляется, что мотор Dena имеет объем 1,7 литра, но это лукавство: точная цифра — 1648 кубических сантиметров. В арсенале есть как механические коробки передач (пяти- и шестиступенчатые), так и шестиступенчатые «автоматы».
Официальные цены на Dena в России не объявлены, но можно ориентироваться на стоимость «параллельных» машин. Например, «Рольф» предлагается автомобили со 150-сильными турбомоторами и шестиступенчатыми «автоматами» в довольно хорошей комплектации: четыре подушки безопасности, АБС, климат-контроль, мультимедиа, люк, камера заднего вида. Цена в 1,55 миллиона рублей без учета скидок выглядит конкурентоспособной, поскольку Lada Vesta с механической трансмиссией стоит от 1,6 миллиона. IKCO Dena в той же комплектации, но коричневого цвета, заметно дороже — 1,773 миллиона. Если официальный дистрибьютор сохранит близкие цены, с учетом пухнущего ценника на «Весты» иранские машины могут найти своего покупателя.
То ли Saipa, то ли Saina
Saipa планирует российский дебют с двух близких моделей: седана Saina и хетча Qiuk. Оба автомобиля ведут родословную от Kia Pride, которая сама была вариацией допотопного Ford Festiva, предшественника Fiesta. Обе модели оснащают 1,5-литровым мотором (88 л. с.) в паре с механической коробкой передач или вариатором.
Saipa Saina по длине почти идентична седану Lada Granta, так что будет конкурировать с ним. Стоимость пока не объявлена, но в августе называлась цена от 1,22 миллиона рублей, и с тех пор модель якобы подешевела. Седан Lada Granta в актуальных версиях с двигателем Евро-5 мощностью 90 л. с. стоит сейчас от 849 тысяч, версии с кондиционером — от 930 тысяч рублей.
Saina Quik — это хетчбэк на этой же базе, по длине сравнимый с аналогичной Lada Granta: кстати, АВТОВАЗ отказался от производства машин в кузове хетчбэк. Но поскольку машина позиционируется как мини-кроссовер, стоимость ее изначально была выше: летом декларировали уровень 1,5–1,6 миллиона рублей.
В целом, приход иранских марок можно только приветствовать, хотя бы в качестве противовеса АВТОВАЗу. С другой стороны, IKCO и Saipa если и являются иномарками, то весьма номинально. Задушенный санкциями иранский автопром работает по тем же рецептам, что и постсоветский, до потери пульса напомаживая старинные европейские автомобили. Остаются пока и вопросы к приспособленности таких машин к российскому климату (теплые опции, оцинковка, аккумулятор), а также развитости сервиса. Вполне вероятно, что особенных неудобств от появления иранцев в Тольятти и не заметят.
Что бы выбрали вы?
Зато в Россию, похоже, возвращаются французские автомобили калужской сборки. В остальном же российский автопром если не умер, то откатился лет на 20 назад. АВТОВАЗ тем временем пытается вернуть на конвейер Lada Largus.