Стоимость топлива в России пока держится на стабильно высоком уровне, на который она вышла осенью после сильного ценового скачка и временного дефицита. Весна традиционно является временем, когда посевная кампания и увеличение числа поездок подталкивают прайсы на топливо вверх, поэтому правительство приняло превентивные меры. Однако вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что этого недостаточно и нужно в первую очередь снижать акцизы на топливо. От лица Союза он опубликовал открытое письмо Михаилу Мишустину, приводим ниже его текст.
Стоимость моторного топлива является важнейшим вопросом как для автовладельцев, так и для экономики страны в целом. Регулирование топливного рынка находится в фокусе внимания правительства РФ, которое проводит целенаправленную политику по насыщению рынка и недопущению резкого роста цен.
Ценовое ралли на бензин летом 2023 года привело к введению правительством РФ 21 сентября 2023 года ограничений на экспорт бензина и дизтоплива. Так, территориальный биржевой индекс первичного рынка цен нефтепродуктов на территории Европейской части России за 20 сентября 2023 года на СПбМТСБ на бензин Регуляр-92 составлял 48,91 руб. за литр, бензин Премиум-95 — 52,3 руб. за литр, летнего дизтоплива — 61,33 руб. за литр. При этом на заправках в Москве литр бензина Аи-92 стоил 49,29 руб., АИ-95 — 56,89 руб., дизтопливо — 60,1 руб. Ограничения на экспорт были сняты в конце 2023 года. Территориальный биржевой индекс первичного рынка цен нефтепродуктов в европейской части России за 21 декабря 2023 г. на СПбМТСБ на бензин Регуляр-92 составлял 28,98 руб. за литр, Премиум-95 — 31,67 руб. за литр, зимнее дизтопливо — 53,31 руб. за литр. Таким образом предпринятые правительством РФ меры помогли существенно снизить биржевые цены на топливо.
Однако на заправке в Москве 21 декабря 2023 года бензин Аи-92 стоил 50,19 руб. за литр, Аи-95 — 55,19 руб. за литр, дизтопливо — 61,99 руб. за литр. Следовательно, рядовые автовладельцы не получили никаких выгод от нормализации котировок на топливо на СПбМТСБ. Цены на Аи-92 и ДТ, напротив, выросли, стоимость Аи-95 незначительно снизилась. Очевидно, резко выросла доходность автозаправок.
Территориальный биржевой индекс первичного рынка цен нефтепродуктов в европейской части России за 21 февраля 2024 г. на СПбМТСБ на бензин Регуляр-92 составлял 36,06 руб. за литр, Премиум-95 — 42,56 руб. за литр, зимнее дизтопливо — 48,6 руб. за литр. Одновременно на заправках в Москве Аи-92 стоил 51,01 руб. за литр, Аи-95 — 56,15 руб. за литр, дизтопливо — 63,1 руб. за литр.
Рост цен на топливо в 2024 году во многом объясняется повышением ставки акциза на автомобильный бензин. На бензин 5-го экологического класса ставка выросла с 14 345 до 15 048 руб. за тонну, на дизельное топливо — с 9938 до 10 425 руб. за тонну. Если переводить размер акциза на 1 литр бензина Аи-95, то получается рост с 10,76 руб. до 11,29 руб.
Результаты проведенного в феврале 2024 года Институтом социально-политических исследований ФНИСЦ РАН экспертного опроса российских грузоперевозчиков показывают, что стоимость топлива входит в число самых значительных проблем для отрасли, наряду с ростом стоимости грузовиков и запчастей, нехваткой водителей. При снижении или полной отмене акциза на дизельное топливо у перевозчиков появится возможность перераспределить сэкономленные средства на преодоление других негативных проблем в отрасли, в частности, решить проблему нехватки водителей, которую отмечает 68,4% компаний в этой отрасли, причем среднее время простоя грузовика из-за дефицита водителей составляет 47 дней. Все эти расходы в конечном итоге снижают эффективность грузоперевозчиков и повышают расходы российских компаний на логистику, а значит — и цены на прилавках для населения.
С учетом вышеизложенного, принятое 27 февраля 2024 года решение правительства РФ о закрытии экспорта товарного бензина, по аналогии с ранее принимавшимся запретом, может повлечь за собой снижение биржевых цен на бензин, однако не повлияет на уровень цен для конечных потребителей. Напротив, может вырасти экспорт нетоварного топлива, к примеру, нафты, что серьезно повлияет на глубину и экономику переработки нефти в РФ.
Согласны с автором?